Как уменьшить чувствительность при аутизме

Аутистические симптомы можно ослабить, если снизить чувствительность нейронов, которые воспринимают механические прикосновения.

Один из самых известных симптомов аутизма – повышенная чувствительность к прикосновениям, когда даже легчайшее касание доставляет человеку очень сильный дискомфорт. Любое прикосновение чувствуют сначала рецепторы, которые посылают сигнал в мозг, и можно предположить, что повышенная чувствительность возникает оттого, что сигнал от рецепторов оказывается несоразмерно сильным. И что такой эффект возникает из-за неправильной работы каких-то генов, которые нужны для работы периферических сенсорных нервов.

(Иллюстрация: SergeyNivens / Depositphotos

Действительно, при аутистической гиперчувствительности в нервах возникают проблемы с генами Mecp2 и Gabrb3, и, как следствие, становится меньше нейромедиатора гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Она обслуживает тормозные сигналы, без которых другие нервные сигналы становятся особенно сильными; то есть ГАМК нужна, чтобы регулировать силу нервных импульсов.

Но в недавней статье в Cell исследователей из Гарварда речь идёт, кроме Mecp2 и Gabrb3, ещё об одном гене, который также связан с ненормальной реакцией на прикосновения – о гене Shank3. Нейроны с дефектным Shank3 воспринимают сигналы, которые передаются с помощью ГАМК, однако при этом у них иначе работают некоторые виды ионных каналов.

Возбуждение и передача нервного импульса возникают именно благодаря ионным каналам, которые перераспределяют ионы по обе стороны клеточной мембраны и вызывают изменение электрического потенциала. При дефектном Shank3 ионные каналы работают так, что нейрон становится слишком легко возбудимым. Причём животные с отключённым Shank3 не только становились гиперчувствительными к прикосновениям – они также становились более тревожными и хуже находили общий язык с товарищами. Иными словами, у них проявлялись и другие аутистические симптомы. (Про Shank3 и аутизм мы уже как-то писали, но тогда речь шла о том, что Shank3 может быть слишком активен  прямо в мозге, заставляя нейроны создавать слишком много межнейронных соединений и тем самым внося вклад в аутистические расстройства.)

Но может быть, эти другие симптомы возникают из-за того, что Shank3 не работает в мозге? Исследователи сумели отключить гены Shank3 и вышеупомянутые Mecp2 и Gabrb3 только в периферических нервах, которые пересылают сигналы о прикосновениях. И хотя гены были выключены на периферии, мозг всё равно чувствовал, что что-то не так: нервные цепочки, отвечающие за обработку сигналов механической чувствительности, работали с отклонениями.

Если же гены включали обратно, то и соответствующие зоны в мозге у мышат развивались нормально (и чувствительность к прикосновениям тоже была у них в норме). Развивающийся мозг развивается не сам по себе, он внимательно прислушивается ко всему, что происходит в теле, и если какие-то сигналы из тела окажутся странными, то странности проявятся и в мозге. И поскольку в самом мозге его разные отделы работают опять же не изолированно друг от друга, то и странности в одном мозговом отделе коснутся других отделов – поэтому, очевидно, проблемы с чувствительностью приводят к повышенной тревожности и трудностям в социализации.

Ситуацию можно исправить, если правильно настроить сигналы механической чувствительности, то есть если отрегулировать возбудимость нейронов. Для этого следует, например, простимулировать работу нейронных рецепторов, которые ловят ГАМК. Однако большинство таких препаратов проникают в мозг, оказывая седативный, «общетормозящий» эффект. В данном же случае нужно затормозить только периферические нервы. И исследователи вспомнили про вещество изогувацин, известный ещё с 70-х годов прошлого века – он стимулирует ГАМК-рецепторы, но не проникает в мозг. После изогувацина у животных слабели аутистические симптомы: они не только начинали нормально воспринимать прикосновения, у них слабела тревожность и отчасти налаживалось общение с себе подобными. Возможно, вскоре у нас появится лекарство, с помощью которого можно будет если не лечить аутизм, то хотя бы значительно ослаблять его симптомы.