Рыбы эволюционируют от рыболовов

Измельчание рыбы из-за промыслового лова отражается в рыбьих генах.

Рыболовы любят рыбу покрупнее – это касается и тех, кто стоит с удочками на какой-нибудь небольшой речке, и тех, кто ходит с сетями на рыболовецких судах. Рыба же, как и любые живые организмы, старается приспособиться к тому, что её ловят – и в результате в популяциях становится всё больше рыбьей мелочи. Или, иными словами, всё больше появляется особей, которые растут медленно, но созревают при этом быстро – такие успешно ускользают из рыболовецких сетей, чтобы оставить потомство.

Изменения в рыбах заметили не вчера, однако сейчас удалось показать, что у таких изменений есть генетическая основа. Исследователи из Корнельского университета и других научных центров США поставили эксперимент с атлантической менидией – небольшой рыбкой не более 15 см в длину. Шесть популяций менидии жили в лабораторных аквариумах, из которых периодически вылавливали часть жильцов: из двух популяций выбирали самых крупных, из двух других – самых мелких, наконец, в последних двух никаких предпочтений не было – из них вылавливали случайным образом разнокалиберных особей.

Разница в размерах между рыбами из разных популяций проявилась спустя всего четыре поколения, причём в некоторых случаях рыбы отличались друг от друга в два раза. Исследователи проанализировали ДНК почти у 900 рыб, и нашли соответствующие изменения в генах, от которых зависела скорость роста: у мелких рыб чаще появлялись те генетические варианты, которые заставляли особь расти медленнее. Более того, как говорится в статье в Science, в рыбьей ДНК часто попадались большие группы генов, которые менялись согласованно: у нескольких сотен генов были варианты, у которых одновременно повышалась частота, то есть их можно было чаще встретить всех вместе у мелких особей нового поколения. С другой стороны, подобные кластеры генов встречались не у всех измельчавших рыб, то есть в популяции имели место разные генетические стратегии, позволявшие приспособиться к отлову.

Скорее всего, то же самое происходит и в природе: промысловое рыболовство – достаточно мощный фактор среды, вполне способный повлиять на эволюцию видов. Изменения в рыбах были видны и раньше, но сейчас, повторим, удалось показать, что им соответствуют и перемены в геноме, то есть изменения передаются по наследству. При этом, как видим, такая эволюция происходит довольно быстро, что может показаться непривычным тому, кто привык думать, что она занимает огромные временные интервалы в миллионы лет – по крайней мере, когда речь о сложных многоклеточных организмах.

Но в последнее время всё чаще появляются работы, которые показывают, что даже многоклеточные могут эволюционировать довольно быстро – как, например, в относительно недавней статье в Evolution Letters, в которой описано, как птичьи паразиты всего за несколько лет приспособились к голубям.