Европейская соль

На поверхности Европы, спутника Юпитера, может быть много хлорида натрия – обычной поваренной соли.

Несмотря на то, что Марс притягивает к себе внимание исследователей и грёзы сторонников терраформирования планет, в нашей Солнечной системе существует ещё немало интересных мест, которые, может быть, даже лучше приспособлены для жизни, чем наш безжизненный нынче красный сосед. Один из таких потенциальных «живых уголков» – спутник Юпитера Европа.

В желтоватой области на поверхности Европы (слева от центра) исследователи обнаружили повышенное содержание хлорида натрия. Фото: NASA/JPL/University of Arizona/phys.org

На первый взгляд, условия на Европе в разы хуже, чем на том же Марсе: там ещё ниже температура, практически отсутствует атмосфера, зато есть губительные ультрафиолет и заряженные частицы из магнитосферы Юпитера. Однако всё это перекрывается одним фактом – под толстой ледяной коркой, покрывающей всю Европу, находится океан с жидкой водой со всеми вытекающими из этого астробиологическими перспективами.

Но если о том, кто или что находится в подповерхностном океане Европы, мы пока можем только гадать, то об объектах на поверхности нам уже многое известно. Много информации было получено с космического зонда Галилео, проработавшего на орбите Юпитера с 1995-го по 2003-й год.

Фотографии, полученные именно с этого зонда, украшают многочисленные статьи о Европе (и эта заметка – не исключение). Однако кроме цветной камеры на исследовательском аппарате были установлены спектрометры – инфракрасного и ультрафиолетового спектра. Эти приборы позволяют, в том числе, определять химический состав объектов по их спектру поглощения – это позволяет идентифицировать многие химические вещества дистанционно, в том числе, с орбиты.

Однако есть вещества, не поглощающие в инфракрасном диапазоне, или, что тоже самое, прозрачные для ИК-спектра. Например, кристаллы обычной поваренной соли спокойно пропускают сквозь себя инфракрасный свет, их даже используют для изготовления специальных оптических стёкол для спектрометров. Поэтому спектрометр Галилео при всём желании не смог бы определить на поверхности Европы обычную соль. Тем не менее, есть большая вероятность, что соль на поверхности всё-таки присутствует. И в пользу этого говорит одно интересное наблюдение.

Дело в том, что бесцветный хлорид натрия может немного пожелтеть, если он подвергнется воздействию заряженных частиц. Бомбардировка кристаллов ионами и электронами приводит к образованию дефектов, из-за которых вещество начинает поглощать в некоторых диапазонах видимой части спектра, что выражается в «окрашивании» соли. Эксперименты с хлоридом натрия, в которых для соли создавались условия, схожие с условиями на Европе, показали, что бесцветная соль приобретает жёлто-коричневый оттенок.

Чтобы проверить гипотезу, исследователи из Калифорнийского технического института воспользовались орбитальным телескопом Хаббл, с помощью которого зарегистрировали спектр поглощения вещества на поверхности Европы. И он удивительным образом совпал со спектром облучённого частицами хлорида натрия.

Поваренная соль на поверхности Европы может свидетельствовать и о её наличии в составе подповерхностного океана, что, в свою очередь, делает условия в нём ещё более похожими на земные.

По материалам Science Advances