Лекарство от проказы убивает раковые клетки

Антибиотик клофазимин останавливает сложную в лечении трижды негативную опухоль молочной железы.

Трижды негативный рак груди – одна из самых неприятных злокачественных опухолей. Часто рак молочной железы можно подавить гормональной терапией. Опухолевые клетки часто несут на себе рецепторы к гормонам прогестерону и эстрогену – оба гормона побуждают клетки делиться, и рак с их помощью наращивает сам себя. Препараты, которые могут связываться с соответствующими рецепторами, но при этом обладают противоположным действием, становятся хорошим терапевтическим средством. Так, например, действует тамоксифен, блокирующий эффект эстрогена.

Клетка рака груди. (Фото: Medico Space / Flickr.com

Другой вариант лечения – использовать рецептор HER2, который служит «антенной» для эпидермального фактора роста. Все факторы роста представляют собой сигнальные белки, запускающие деление клетки, и, понятно, раковые клетки научились их тоже использовать в своих интересах. Специально для HER2 был разработан препарат герцептин, который работает так же, как гормональные препараты: садится на рецептор и выключает сигнал к делению.

Однако в некоторых случаях (по статистике – в одном из пяти) у клеток опухоли молочной железы нет ни рецепторов к эстрогену, ни рецепторов к прогестерону, ни рецепторов к эпидермальному фактору роста. Такую разновидность рака называют трижды негативной, и клинический прогноз для неё оказывается намного хуже, чем для других видов опухоли. Из-за неуязвимости трижды негативного рака груди против него приходится применять более традиционные (то есть более старые) средства, бьющие вообще по всем делящимся клеткам, как раковым, так и нормальным, а такой способ лечения и неэффективен, и чреват большими осложнениями.

Есть ли способ, позволяющий целенаправленно «достать» эту сложную для лечения опухоль? Мы как-то рассказывали о методе, который предложили сотрудники Калифорнийского университета в Беркли – с помощью специальной молекулы трижды негативный рак груди лишают возможности получать энергию, так что клетки просто умирают от голода.

Исследователи из Школы Биомедицины Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), вместе с коллегами из Лозанского и Женевского университетов предлагают другое средство – антибиотик клофазимин. Это полностью синтетический препарат, полученный на основе биологически активного соединения из лишайников. Клофазимин появился в 1950 году и был одобрен в качестве обязательной составляющей лечения лепры (хотя изначально его синтезировали для лечения туберкулёза). О том, что он действует на рак, стало известно сравнительно давно – на этот предмет клофазимин изучали в середине 90-х годов прошлого века, но тогда антираковые механизмы его остались почти нераскрытыми.

В статье в Cancer Letters говорится, что клофазимин подавляет сигнальный путь Wnt, который играет очень большую роль в эмбриогенезе и управляет делением клеток. В злокачественных опухолях путь Wnt выходит из-под контроля, причём сломанный Wnt не только поддерживает постоянное деление раковых клеток, но и защищает их от химиотерапии. Эксперименты на мышах, которым пересаживали человеческую трижды негативную опухоль молочной железы, показали, что клофазимин как раз на Wnt-путь и действует, подавляя деление клеток и подталкивая их к клеточному самоубийству – апоптозу. Причём действует он целенаправленно, то есть только на раковые клетки, проявляет мало побочных эффектов и вполне совместим с обычным противораковым препаратом доксорубицином.

Авторы работы полагают, что клофазимин в связке с другими препаратами сможет стать эффективным терапевтическим средством, в котором так нуждаются тысячи пациенток с трижды негативной опухолью груди. Остаётся только дождаться результатов клинических исследования, которые, хотелось бы надеяться, не замедлят начаться в ближайшем будущем.

По материалам пресс-службы ДВФУ.