Вирус герпеса просыпается в космосе

У космонавтов вирусы герпеса начинают размножаться, видимо, чувствуя, что иммунный надзор за ними ослабел.

Некоторые вирусы научились существовать в хозяине в скрытом виде – они никак себя не проявляют и могут оставаться с хозяином сколь угодно долго. Один из самых известных примеров таких прячущихся вирусов – это вирусы герпеса. Сидя в нейронах и иммунных клетках (где именно, зависит от конкретной разновидности вируса), они не размножаются, их ДНК молчит, за исключением небольшого фрагмента в геноме, который обеспечивает им такое незаметное существование – всё же какое-то прикрытие от антивирусных систем защиты нужно даже спящим вирусам. Считается, что большая часть людей заражена вирусом герпеса, но поскольку ведёт он себя во сне мирно, то и причин для беспокойства особых нет.

Вирус простого герпеса. (Фото: AJC1 / Flickr.com

Но порой герпес под действием каких-то факторов просыпается, и один из таких факторов – полёт в космос. Исследователи из NASA нашли проснувшиеся вирусы у нескольких десятков космонавтов, причём как у тех, которые пробыли на Международной космической станции несколько месяцев, так и у тех, которые пробыли в космосе недолго, 10–16 дней. Среди тех, чья миссия была долгой, проснувшиеся вирусы были у 61%; среди тех, которые были в космосе неделю–две, проснувшиеся вирусы нашли у 53%. То были четыре из восьми известных человеческих вирусов герпеса: вирус простого герпеса (который чаще всего проявляется в виде «простуды на губах»), вирус ветряной оспы (который тоже относится к семейству Herpesviridae), цитомегаловирус и вирус Эпштейна–Барр. Двое последних «снимают жильё» в иммунных клетках и могут стать причиной иммунных болезней, если вдруг решат проснуться.

С другой стороны, как говорится в статье в Frontiers in Microbiology, только у шести космонавтов пробудившиеся вирусы вызвали какие-то симптомы, и то очень слабые. Однако вирусы оставались в активном виде ещё около месяца после того, как космонавты вернулись на землю, и пока можно только гадать, как поведут себя вирусы при более долгих полётах. (Тут можно вспомнить, что, по некоторым предположениям, вирус герпеса может спровоцировать даже болезнь Альцгеймера.)

Причина же пробуждения вирусов, видимо, была в повышенном уровне стрессовых гормонов, таких, как кортизол и адреналин (что вполне понятно – полёты в космос всё-таки пока что связаны с неизбежным стрессом). Эти гормоны подавляют активность некоторых иммунных клеток, в том числе и тех, чья задача – отслеживать вирусные инфекции. Вероятно, вирусы почувствовали, что могут воспользоваться случаем и перейти к активному размножению, пока иммунитет утратил бдительность.

По материалам Phys.org.