Человеческая еда мешает медведям спать зимой

Чем чаще бурые медведи подбирают за людьми объедки, чем короче у них становится зимняя спячка.

Многие помнят недавнюю историю про белых медведей, которые ходили за едой к человеческим помойкам. Но не только белые медведи не брезгуют человеческой едой, бурые тоже охотно подбирают то, что найдут после туристов, охотников или на тех же свалках. Исследователи из Университета Висконсина в Мадисоне решили узнать, влияет ли как-то наша еда на бурых медведей, живущих в лесах штата Колорадо. Охотникам здесь не разрешается подманивать животных пончиками, так что всё «неприродное», что съедают местные медведи, они находят во всяком мусоре, оставшемся от людей.

Определить долю человеческой еды в медвежьем рационе можно по углеродному изотопу 13С. Некоторые растения в силу особенностей своего фотосинтеза накапливают 13С больше остальных, и среди этих некоторых – кукуруза и сахарный тростник. В пищевой промышленности из кукурузы и сахарного тростника делают очень много чего (начиная с сахара), и по соотношению 13С и обычного 12С можно понять, что ело животное. В случае с колорадскими медведями метод оказывается тем эффективнее, что в Северной Америке не так много растений, которые накапливают углерод-13.

Оказалось, что местные бурые медведи очень активно закусывают человеческой едой, на которую порой приходится 30% рациона. Но самое главное, что эта еда влияет на продолжительность зимней спячки. Исследователи сравнили продолжительность зимнего сна у тридцати самок, у которых предварительно измерили отношение 13С/12С в тканях – те, кто ел больше всего человеческой еды, спали меньше прочих.

Во время спячки обмен веществ замедляется, и потому можно предположить, что организм стареет медленнее. Но в таком случае, как предположили авторы работы, если зверю не дали поспать, он начнёт стареть быстрее. Чтобы оценить биологический возраст медведиц, в их клетках измеряли теломеры – концевые участки хромосом, которые укорачиваются со временем. Теломеры используют как один из молекулярных показателей старения: чем они короче, тем сильнее постарел организм.

В статье в Scientific Reports говорится, что у медведиц, которые много ели человеческой еды и которые зимой спали меньше остальных, теломеры были меньше. Впрочем, на длину теломер влияют и другие факторы, которые в этом исследовании не удалось учесть, так что авторы работы отмечают, что пока нельзя твёрдо утверждать, что именно человеческая еда и короткая спячка заставляют медведей быстрее стареть.

По материалам ScienceNews.