Почвенные кислоты могут задержать прионные эпидемии

Гуминовые кислоты мешают прионным белкам заражать нервную ткань.

Прионные болезни возникают из-за токсических белков, которые слипаются в крупные молекулярные комплексы, губительные для нервных клеток. Похожим образом развиваются и другие нейродегенеративные заболевания вроде болезни Альцгеймера или болезни Паркинсона. Однако прионной болезнью, в отличие от болезни Альцгеймера, можно заразиться, просто съев ядовитый белок: его молекулы проникнут в нервную ткань и превратят местные здоровые белки в патогенные.

Лоси и олени заражаются прионами, съедая их вместе с травой. (Фото: naticastillog / Depositphotos

Тут стоит уточнить, что все прионные заболевания вызывает один и тот же белок PrP, который в норме выполняет полезные для организма функции, но в токсической форме убивает нейроны. Проявления этого могут быть разные, потому и прионных болезней различают несколько видов. Одна из них, которая называется CWD, chronic wasting disease (хроническая истощающая болезнь, или болезнь хронического истощения), поражает оленей и лосей, и особенно её чувствуют популяции в Северной Америке, Южной Корее, Швеции и Норвегии. Инфекционные белки от больных животных вместе с фекалиями, мочой или просто после смерти попадают в почву и на траву, с которой их съедают другие олени и лоси. Ситуация усугубляется тем, что некоторые минералы в буквальном смысле консервируют прионные белки: на микрочастицах кварца, каолинита или монтмориллонита инфекционные белковые молекулы могут сохраняться годами.

Однако, как говорится в статье в PLOS Pathogens, в почве есть и другие вещества, которые играют против прионов. Исследователи из Университета Альберты добавляли к тканям мозга оленя, заражённого прионами, почвенные гуминовые кислоты в разных концентрациях, которые уменьшали количество прионов: в концентрации 25 грамм на литр эти кислоты очищали нервную ткань от прионов почти на 95%.

В другом эксперименте прионные белки в смеси с гуминовыми кислотами вводили мышам; за заражёнными мышами наблюдали примерно год. У тех грызунов, которые получали наибольшую дозу кислот, признаки прионной инфекции были наиболее слабыми, и в половине случаев никаких явных признаков заболевания не было.

Кроме гуминовых кислот, похожее антиприонное действие есть у минерала бернессита. Возможно, с помощью подобных соединений можно избавлять почвы от прионных загрязнений, защищая от прионов как лосей с оленями, так и домашних коров; не исключено, что с помощью гуминовых кислот удастся найти средство от прионных болезней, которое подошло бы людям.

По материалам ScienceNews.