Как злокачественные опухоли связаны с тромбами

У больных раком эритроциты теряют гибкость, повышая риск образования тромбов в кровеносных сосудах.

(Иллюстрация: albund / Depositphotos

По данным Московского научно-исследовательского онкологического института имени П. А. Герцена, в 2016 году в России рак оказался одной из основных причин смерти, уступив только болезням системы кровообращения (на долю рака пришлось 15,6%, на долю болезней системы кровообращения – 47,8% смертей). Статистика Всемирной организации здравоохранения показывает, что в том же году по всему миру от рака умерло 1,7 млн. человек.

Онкологические заболевания сопровождаются многочисленными осложнениями. Не все такие осложнения изучены достаточно хорошо, так что до сих пор злокачественные опухоли, если можно так сказать, преподносят исследователям сюрпризы. В частности, не так давно сотрудники Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ) и Ярославской областной онкологической больницы обнаружили примечательную взаимосвязь между некоторыми онкозаболеваниями и появлением тромбов в сосудах.

Исследователи изучали свойства крови пациентов с солидными (то есть твердыми, оформленными) опухолями, расположенными в одном месте, и выяснили, что у таких больных эритроцитов становилось меньше, чем обычно, и потому кровь делалась менее ввязкой. Однако главное было в другом: по некоторым своим свойствам эритроциты онкобольных отличались от нормальных, и отличались не в лучшую сторону. Обычно эритроциты способны сильно деформироваться – им это необходимо, чтобы протискиваться даже по самым мелким, самым узким капиллярам. Но у больных раком красные кровяные клетки не так эластичны и хуже меняют форму, и потому едва проходят в те участки тканей и органов, которые получают кровь от мелких капилляров. В таких участках эритроциты замедляют кровоток, а то и вовсе его останавливают – образуется тромб.

Нужно помнить ещё и о том, что при онкологических заболеваниях повышается активность тромбоцитов, которые играют большую роль в реакции свертывания крови, помогая регенерировать поврежденным тканям. Будучи слишком активными, они повышают вероятность тромбообразования, даже если тромб и не нужен – и если добавить к ним дефектные эритроциты, то риск закупорки сосудов, а значит, и риск снижения кровотока в тканях сильно повышается.

О том, что злокачественные болезни связаны с проблемами с сосудами, говорят давно. Так, в 2012-м году исследователи из Гейдельбергского университета под руководством Кристофера Шварцбаха писали в своей статье в журнале Stroke, что у онкобольных высока вероятность инсульта, несмотря на то, что обычные факторы риска, вроде атеросклероза или повышенного давления, встречались у них реже. На тот момент причины этой зависимости в точности известны не были, и авторы работы предположили, что вероятность инсульта связана с повышенной свертываемостью крови у больных со злокачественными опухолями. Результаты сотрудников ЯГПУ и Ярославской областной онкологической больницы подтверждают эту гипотезу.

По словам доктора биологических наук Ирины Тихомировой, заведующей кафедрой медицины, биологии, теории и методики обучения биологии ЯГПУ, в будущем при лечении онкобольных необходимо учитывать изменения, происходящие с эритроцитами, чтобы предотвращать тромботические осложнения при раке. Исследователи надеются продолжить изучение того, как красные кровяные клетки влияют на образование тромбов при онкологических заболеваниях.

Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) и опубликована в журнале Thrombosis Research.

Автор: Лана Каирова