Микробы для сосудов

Здоровье кровеносных сосудов связано с разнообразием кишечной микрофлоры.

Бактерии кишечной палочки на клетках кишечного эпителия. (Фото: Wellcome Images / Flickr.com

Сейчас уже никого не удивишь рассказами о том, как много всего в нашей физиологии зависит от кишечных бактерий. Они не просто помогают переваривать пищу – они также ощутимо влияют на обмен веществ, на иммунитет и даже на мозг.

Известно, что некоторые бактерии повышают вероятность заболеваний, связанных с обменом веществ: ожирения, диабета и т. д.; другие же, наоборот, помогают оставаться стройными и здоровыми.

Но дело не только в том, каких бактерий в кишечнике больше, а каких меньше – важно, чтобы их было много и самых разных, важно разнообразие микрофлоры. Считается, что проблемы со здоровьем, которые возникают из-за неправильной микрофлоры, возникают не в последнюю очередь потому, что между бактериальным сообществом и иммунитетом возникает недопонимание.

Иммунитет следит за желудочно-кишечным трактом очень тщательно, уничтожая потенциально патогенные микроорганизмы еще до того, как они успеют нанести вред; но притом иммунитету нужно научиться отличать полезных бактерий от вредных. Если разнообразие микробов велико, то и иммунная система работает, как надо; если же микрофлора по видовому составу оказывается скудна, то в иммунитете начинается вялотекущая воспалительная реакция, которая вредит собственным тканям организма. Известно, что малое разнообразие микрофлоры связано с такими расстройствами, как воспалительная болезнь кишечника, диабет первого типа и псориатический артрит.

В недавней статье в European Heart Journal исследователи из Ноттингемского университета и Королевского колледжа Лондона описывают еще одну проблему, которая может возникнуть из-за недостаточно разнообразных бактерий в нашем кишечнике.

Ана Вальдес (Ana M. Valdes) и ее коллеги проанализировали состояние сердечно-сосудистой системы у нескольких сотен женщин-близнецов среднего возраста – и оказалось, что есть явное совпадение между жесткостью артериальных стенок и составом кишечной микрофлоры: чем разнообразнее были бактерии, тем менее жесткими были стенки сосудов.

От состояния сосудов зависит работа сердца. Жесткие сосудистые стенки ставят сердце в трудное положение – ему становится трудно регулировать кровоток и адаптировать частоту собственных сокращений к потребностям органов и тканей в крови; то есть жесткие сосуды – плохие, больные сосуды.

Конечно, здесь не нужно забывать и про генетические факторы, но в исследовании анализировали близнецов, у которых генетика в той или иной мере одинакова (в зависимости от того, об одно- иди двуяйцевых близнецах идет речь), и если мы видим, что у одного близнеца сосуды жестче, чем у другого, то дело тут все-таки не в генах.

Разумеется, здесь также учитывали и вредные привычки, и уровень холестерина в крови, и ожирение с диабетом – все прочие факторы, которые плохо влияют на сосуды, однако, по словам авторов работы, их влияние можно оценить лишь в 2%, тогда как влияние микрофлоры – в 10%.

Исследователи также выяснили, что в крови женщин с более разнообразной микрофлорой есть бактериальные вещества, которые связаны с более низким риском диабета. Известно, что этих веществ появляется тем больше, чем больше в еде растительных волокон.

Выше мы говорили, что и разнообразная микрофлора, и присутствие определенных видов бактерий снижает шансы заболеть диабетом; в данном случае диабетический риск чрез микрофлору соотнесли с состоянием сосудов. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что до сих пор на людях никто не проверял, как связаны кишечные симбиотические бактерии и жесткие сосуды.

Новые результаты лишний раз подтверждают, что к своим бактериям нужно относиться со вниманием, и, если нужно, принимать пробиотики и другие препараты, помогающие поддерживать разнообразие микрофлоры.

Впрочем, пробиотики – не единственное средство; состав микрофлоры зависит от того, что мы едим, а значит, ее можно должным образом скорректировать с помощью правильной диеты. Тут можно напомнить статью сотрудников Лёвенского католического университета, о которой мы писали два года назад: в ней говорилось, что разнообразие кишечных бактерий повышается не только от овощей, фруктов и йогуртов, но и от кофе, чая и вина.