Могут ли животные предсказывать землетрясения?

Сообщений о странном поведении животных накануне землетрясений есть очень много, но, к сожалению, большинство из них не выдерживает научной проверки.

(Фото: marcellomigliosi1956 / Pixabay.com

В историях о землетрясениях часто говорится о странном поведении животных – что перед землетрясением они ведут себя очень беспокойно, что они стремятся уйти из домов, а те, что живут в норах, выходят на поверхность, как если бы они предчувствовали грядущее бедствие.

На самом деле, все и впрямь может быть именно так: известно, что перед землетрясением по земле распространяются характерные мелкие вибрации, предшествующие главным мощным толчкам, и именно их животные и могут ощущать.

Но одно дело – рассказы и истории, а другое – научные факты. Сотрудники Немецкого центра исследований Земли проанализировали более 700 сообщений о животных и землетрясениях; животных в этих сообщениях в сумме набралось 130 видов (среди которых были насекомые, птицы, рыбы и звери, а среди зверей – преимущественно кошки, собаки и коровы), а землетрясений – 160. Исследователей интересовало самое разное поведение, которое только можно назвать странным; в частности, в одном из сообщений шла речь о тигре, который перед землетрясением впал в депрессию.

Однако, несмотря на обилие «животных предсказаний», большая часть их с научной точки зрения оказалась весьма сомнительной. Дело не в том, что те, кто сообщал о странном поведении, специально врали – нет, они просто плохо наблюдали.

Чтобы быть уверенным в том, что животное действительно ведет себя странно, нужно сравнить его поведение с обычным; нужно сравнить, как зверь или птица вели себя задолго до землетрясения, непосредственно перед ним и после него. Скажем, в случае с депрессивным тигром нужно было убедиться, что депрессия у него началась именно перед землетрясением и прошла после землетрясения.

В большинстве же случаев, повторим, было не очень понятно, действительно ли поведение животного отличалось чем-то странным именно в связи с приближающимся землетрясением, или животное вело себя как-то не так по другим причинам.

С другой стороны, время и место наблюдений совпадало с распространением тех самых вибраций, которые предшествуют главным толчкам. Поэтому, как говорится в статье в Bulletin of the Seismological Society of America, полностью отрицать связь между странным поведением животных и землетрясением нельзя: по крайней мере, в некоторых случаях животные могли что-то такое чувствовать и продемонстрировать свое беспокойство наблюдателям. То есть некий феномен действительно существует, просто его нужно изучать как следует.

Возможно, сейсмологи и зоологи, наконец, смогут внести сюда некоторой ясность – ведь действительно было бы интересно узнать, какие животные предсказывают землетрясения лучше, какие хуже и есть ли у предсказательного поведения какие-то общие признаки.