Робот-космонавт

Российский робот-манипулятор для работы в открытом космосе был представлен на промышленной ярмарке в Ганновере.

Робот-манипулятор для обслуживания орбитальной станции МКС был сконструирован в РНЦ «ЦНИИ робототехники и технической кибернетики» (С-Петербург) по заказу Европейского космического агентства в рамках международного проекта DORES. Робот внешне напоминает ловкую человеческую руку и предназначен для проведения транспортных, сборочных и ремонтных работ в открытом космосе. Искусственная рука состоит из семи звеньев и может довольно причудливо изменять свою конфигурацию и направление движения. Работает манипулятор быстро и также быстро реагирует на поступающие извне команды. На нем установлена видеокамера, которая передает изображение на монитор, и оператор, находясь внутри космического корабля, наблюдает за действиями робота и направляет его. Впрочем, оператора может заменить компьютерная программа. Робот-манипулятор может "видеть" и "чувствовать", он оснащен системой технического зрения, ультразвуковым и гамма-локатором, всевозможными датчиками, сообщающими температуру за бортом, координаты захватываемого объекта, величину нагрузки.

Как рассказал корреспонденту «НЖ» замдиректора ЦНИИ РТК профессор Е.Юревич, устройство космического назначения питерские разработчики впервые продемонстрировали на V Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском, заставив посетителей поверить, что "эта механическая рука и впрямь разумна". В течение многих лет специалисты института конструировали захватные устройства для манипуляторов космического корабля "Буран", а также для орбитальных станций "Союз" и "Мир". Робот-манипулятор был сконструирован в рамках нового этапа работ.

Автор: Николай Крупеник