Почему некоторых динозавров находят кверху брюхом

Мертвые броненосцы и трехмерное моделирование помогли разгадать старую палеонтологическую загадку.

Анкилозавр, реконструкция. (Фото: Pixelchaos / Depositphotos)
Череп анкилозавра. (Фото: Brian Smith / Flickr.com)

Некоторые динозавры из заголовка – это анкилозавровые ящеры, приземистые, широкие существа, ходившие на четырех лапах и питавшиеся растениями. Их обычно узнают по массивной спинной броне с шипами и по хвосту-булаве, заканчивающемуся округлым утолщением.

За ними есть одна странность, давно известная палеонтологам: останки анкилозавров обычно обнаруживают в таком виде, как если бы ящер лежал брюхом кверху. Со временем тут появилось несколько гипотез разной степени забавности, и вот сейчас исследователи из Канадского музея естествознания, Государственного университета Валдосты и Королевского Тиррелловского палеонтологического музея решили выяснить, какая из гипотез все же имеет право на существование.

Для начала Джордан Мэллон (Jordan Mallon) и его коллеги еще раз проверили, не басня ли то, что анкилозавров находят вверх ногами. Проанализировав документацию относительно тридцати шести анкилозавров, найденных на территории канадской провинции Альберта, авторы работы выяснили, что в двадцати шести случаях останки действительно лежали вверх ногами, что вряд ли можно отнести на счет случайности, и что действительно хорошо бы как-то объяснить.

Настала очередь гипотез. Одну из них, согласно которой анкилозавры были просто неуклюжими, и, упав на спину (например, скатываясь с холма), потом просто не могли встать на ноги, исследователи отвергли сразу – если бы анкилозавры и впрямь были столь неуклюжи, они бы не прожили так долго (анкилозавры и им подобные ходили по земле более 100 млн лет). Но может быть, их переворачивали хищники, чтобы добраться до незащищенных мест на теле? В таком случае на костях должны были бы остаться следы зубов – а такие следы удалось найти только в одном случае.

Третья гипотеза была еще более затейливой: согласно ей анкилозавры переворачивались на спину уже после смерти, под действием газов, которые скапливались в теле во время разложения и разворачивали тушу ящера легким брюхом кверху и тяжелой бронированной спиной книзу. В современной фауне у анкилозавров есть аналоги – это броненосцы, которые тоже носят на спине относительно тяжелый панцирь. Известно, что они часто гибнут под колесами машин, и, как пишет портал Science, тут авторы работы обратились за помощью к специалистам по броненосцам. Специалисты по броненосцам собрали статистику из 174 случаев, когда животное погибало на дороге и когда его еще не успели переехать другие машины либо растащить по частям стервятники – и вердикт был однозначным: на спину они не поворачиваются.

Наконец, последняя гипотеза, которую сочли наиболее правдоподобной, предлагает следующее развитие событий: мертвых анкилозавров смывало в реку или в море, где они начинали разлагаться и раздуваться, при этом их одновременно бросало туда-сюда, переворачивало с боку на бок и т. д., и в конце концов они уходили на дно кверху пузом. То есть все дело опять же во вздутии живота, но только не на земле, а в воде.

В трехмерных моделях анкилозавров и похожих на них нодозавров (которые тоже были травоядными с бронированной шипастой спиной, но без булавы на хвосте) те и другие ящеры, оказавшись в воде, переворачивались вверх животом, когда тот наполнялся газами. В целом нодозавры должны были быть более неустойчивыми: если они оказывались в воде спиной вверх, то потом, по мере того, как их брюхо раздувалось, достаточно было наклонить их на 1°, чтобы туша повернулась вверх ногами. Анкилозавры, пусть и с раздутым животом, требовали больше усилий, однако, как полагают исследователи, более-менее сильной волны или сильного хищника, заинтересовавшегося падалью, тут было бы вполне достаточно.

Подробно про переворачивающихся анкилозавров можно узнать из статьи, опубликованной в Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. Сама исследовательская задача может показаться довольно странной, но, как бы то ни было, мы видим, что даже в таких странных задачах современной науке приходится пользоваться самым широким арсеналом методов, от наблюдений за погибшими броненосцами до физических расчетов, описывающих поведение твердого (или не очень твердого) тела в воде. Хотя что-то подсказывает нам, что об этой загадке анкилозавров мы еще услышим в связи с очередной Шнобелевской премией.