Антибиотики мешают иммунитету бороться с бактериями

Действуя на клетки нашего тела, некоторые антибиотики делают бактерий более устойчивыми к лечению, а иммунные клетки – более слабыми.

Клетка с ядром (окрашено синим) и митохондриями (окрашены красным). (Фото NICHD / Flickr.com.)
Митохондрия в клетке; электронная микрофотография. (Фото: EM Gallery / Flickr.com.)

От бактериальных инфекций мы принимает антибиотики – предполагается, что они должны помочь иммунной системе победить патогенных бактерий. Однако сам иммунитет вовсе не обязательно обрадуется такой помощи: в недавней статье в Cell Host & Microbe говорится, что некоторые антибиотические вещества могут делать бактерий более устойчивыми и к лечению, и к атакам иммунных клеток.

Некоторое время назад Джеймс Коллинз (James Collins) и его коллеги из Института Броудов обнаружили, что некоторые типы антибиотиков повреждают митохондрии мышиных и человеческих клеток. Митохондрии – особые клеточные органеллы, которые обеспечивают клетку энергией и потому буквально нашпигованы самыми разными белками и молекулярными комплексами; при повреждении биохимические реакции в митохондриях начинают идти не так, как надо; клетка, в свою очередь, вынуждена как-то реагировать на происходящее. В результате из клеток с поврежденными митохондриями наружу выходят разнообразные вещества, промежуточные продукты реакций и т. д.

Следующий вопрос – сказывается ли такое побочное действие антибиотиков на бактериях и иммунных клетках? Чтобы выяснить это, исследователи поили мышей, зараженных патогенной кишечной палочкой, водой с ципрофлоксацином, причем количество антибиотика было пропорционально тому, которое во время болезни пьем мы. В тканях мыши появлялись те самые вещества, которые должны появиться, когда у клеток повреждены митохондрии, и, что самое главное, из-за этих веществ кишечная палочка становилась устойчива к ципрофлоксацину. То есть, с одной стороны, антибиотик убивал бактерий, но одновременно, действуя на собственные клетки организма, делал бактерий трудноубиваемыми.

Одновременно ципрофлоксацин прямо влиял на иммунные клетки макрофаги, чья задача – поедать микробов. Оказалось, что из-за антибиотика макрофаги поглощают и убивают микробов хуже, чем обычно.

Здесь, впрочем, нужно подчеркнуть несколько моментов: во-первых, речь идет лишь о некоторых видах антибиотиков, а не об «антибиотиках вообще»; во-вторых, пока неясно, насколько такой эффект значим в клиническом смысле. Иными словами, может ли все вышеописанное замедлить  выздоровление, действительно инфекция сидит в организме дольше, или же побочные эффекты в этом смысле не так уж и страшны?

Ответ, кажется, очевиден: с очень многими инфекциями без антибиотиков просто не обойтись, без них болеть придется очень долго и очень тяжело. Так что мораль тут не в том, чтобы вообще отказаться от антибиотиков, а в том, что при разработке новых антибактериальных препаратов нужно с большей тщательностью следить за тем, как они будут взаимодействовать с нашими клетками; а если какие-то неблагоприятных воздействий все же не избежать, то нужно стараться подобрать такую схему терапии, чтобы по возможности свести побочные эффекты к минимуму.