Морские огурцы против рака

Вещество из голотурий убивает раковые клетки, устойчивые к обычной химиотерапии.

Морской огурец Cucumaria frondosa. (Фото: Claude Nozères / Flickr.com.)

Не так давно мы писали о том, что исследователи из Дальневосточного федерального университета (ДФВУ) нашли в офиурах вещество, которое мешает жить раковым клеткам. Вообще биологи и медики в поисках лекарств против онкологических заболеваний часто обращаются к природным источникам, и морская пучина, вероятно, один из самых плодотворных таких источников – недавно сразу в двух журналах, BMC Cancer и Leukemia & Lymphoma, вышло по статье с новым морским антионкогенным средством.

На сей раз речь идет о веществе фрондозид А из морского огурца (голотурии) Cucumaria frondosa. Фрондозид А выделили в Тихоокеанском институте биоорганической химии, а его влияние на раковые клетки изучали Сергей Дышловой вместе с коллегами из ДФВУ и Университетской клиники Гамбург-Эппендорф. Для эксперимента выбрали клетки лимфомы Беркитта (одно из самых агрессивных злокачественных заболеваний с чрезвычайной склонностью образовывать метастазы) и рака мочевого пузыря. Цель исследователей была в том, чтобы проверить, как фрондозид А будет действовать не просто на раковые клетки, но на клетки, устойчивые к обычной химиотерапии.

В целом смысл обычной химиотерапии сводится к тому, чтобы повредить ДНК раковой клетки и тем самым запустить в ней программу клеточного самоубийства – апоптоза. Однако в злокачественных клетках сама эта программа оказывается сломана: например, в один из главных белков, который ее запускает, попадают мутации, которые выводят его из строя, или же подобные мутации попадают в ферменты, которые выполняют «самоубийственную» работу.

И в таких случаях, возможно, фрондозид А окажется очень кстати: он, как оказалось, убивает даже те клетки, в которых программа суицида не работает. Или, говоря точнее, клетка все же совершает самоубийство-апоптоз, но каким-то обходным путем, в котором испорченные мутациями белки не задействованы.

Пока что все опыты ставили только на клеточных культурах, но в перспективе исследователи собираются проверить противораковые свойства фрондозида А уже на настоящих опухолях.

И кстати о морских огурцах – опять же совсем недавно мы писали о другой работе сотрудников ДФВУ, которые показали, что с помощью этих животных можно значительно повысить эффективность вакцин; правда, тогда речь шла о другом веществе (называемом кукумариозид A2-2) и другой голотурии – Cucumaria japonica.

По материалам пресс-службы ДФВУ.