Птицы заботятся о чужих птенцах в расчете на наследство

Помогая выкармливать чужое потомство, птицы в конце концов получают за свои труды определенную плату.

Африканские дроздовые тимелии Turdoides bicolor относятся к тем видам, среди которых нередко заботятся о чужих птенцах. (Фото: Derek Keats / Flickr.com.)

Известно, что многие пернатые порой заботятся о чужом потомстве вместо того, чтобы размножаться самим. Такое странное поведение можно заметить у 10% видов – не так уж мало. Но если с биологической точки зрения смысл жизни в том, чтобы самому оставить потомство, то возникает вопрос, как такое возможно: зачем тратить свои силы и время на чужих отпрысков?

Речь идет естественно, о моногамных видах (те, которые спариваются со многими партнерами и живут при том тесными сообществами, заботятся о чужих птенцах просто потому, что птенцы могут быть для них не совсем чужими). Одно из популярных объяснений состоит в том, что помогают друг другу не посторонние особи, а родственники. Оставить потомство означает передать свои гены в следующее поколение, но если ты помогаешь выкармливать птенцов своему брату или сестре, то тем самым играешь и в свою пользу тоже – ведь у вас с родственниками гены отчасти общие.

Однако, заботясь о чужих птенцах, птицы могут получать и непосредственную выгоду для самих себя. В статье в Nature Communications Сьюке Кингма (Sjouke Kingma) из Гронингенского университета пишет, что многие пернатые делают это в расчете на то, что смогут поселиться на той же территории. Кингма проанализировал поведение сорока четырех видов птиц: некоторые из них действительно помогали в семейных делах своим родственникам, но при том у многих видов оказалось принято помогать чужакам. У таких видов тот, кто помогает, мог селиться здесь же, неподалеку, а впоследствии права на территорию вообще переходили к помощнику после того, как прежние «землевладельцы» уходили гнездиться в какое-то другое место.

Чем активнее помощник демонстрировал свою готовность помочь, чем больше у него было шансов получить позволение жить рядом, а потом и получить всю территорию в наследство. И наоборот – чем более сами «землевладельцы» были готовы терпеть чужака на своей «земле», тем с большей готовностью им помогали. Естественно, помощник, получивший таким мирным образом собственную территорию, с большей вероятностью сможет оставить собственное потомство. Помогая не-родственникам, он (или она) помогает на самом деле себе, получая в качестве платы ресурсы для размножения. Это проще, чем искать место, еще не занятое никем другим, которое может оказаться неудачным, или пытаться кого-то выгнать с его территории силой.

О чужом потомстве заботятся не только птицы, похожее поведение можно наблюдать у некоторых видов зверей, рыб и насекомых. Естественно, помощь родственникам никто не отрицает, но, возможно, что и у других животных такая помощь может как-то оплачиваться.