Почему мы толстеем с возрастом

Возрастные килограммы появляются из-за того, что стареющий иммунитет вмешивается в диалог между нервной системой и жировой тканью, мешая жировым клеткам сжигать свои запасы.

Макрофаги под электронным микроскопом. (Фото: NIAID / Flickr.com.)
Макрофаги (зеленые), сидящие на нервах (белые), проходящих сквозь жировую ткань. (Фото: Yale University.)

Пожилые люди склонны к полноте – пусть не все, но многие. И даже если в молодости у человека был нормальный вес, велика вероятность, что со временем этот вес выйдет из-под контроля. Более того, пожилым сбросить лишние килограммы бывает обычно непросто, несмотря на все предпринимаемые усилия.

Исследователи из Йеля полагают, что возрастной полнотой мы обязаны иммунитету, который к старости начинает барахлить. Иммунные клетки есть в самых разных тканях и органах, есть они и в жировой ткани тоже. Проблема в том, что сидящие в брюшном жире иммунные макрофаги (специальные клетки, чья задача – следить за инфекцией и вовремя бить тревогу) с возрастом начинают без нужды генерировать воспалительные сигналы, а эти сигналы, в свою очередь, в буквальном смысле действуют на нервы, пронизывающие жировую ткань.

Мы уже как-то писали о том, что нервная система напрямую обменивается информацией с жировыми клетками: гормоны из жировой ткани действуют на гипоталамус в мозге, и в ответ к жировым клеткам по нервам приходит команда сжечь избыток запасенных липидов. Оказалось, что макрофаги, находящиеся в воспалительном состоянии, перекрывают канал сообщения между жировой тканью и нейронами. В статье в Nature говорится, что иммунные клетки разрушают нейромедиаторы, с помощью которых нервы передают жиросжигающий сигнал.

В экспериментах с пожилыми мышами удалось показать, что если у их макрофагов подавляли активность воспалительных рецепторов, то жир у старых мышей начинал расщепляться с той же скоростью, что и у молодых. Есть и другой способ омолодить иммунные клетки – подавить активность фермента, который накапливается в них по мере старения. Фермент этот называется моноаминооксидаза-А, или МАОА, про который часто можно услышать, что он связан с разными психоневрологическими проблемами. Некоторые антидепрессанты подавляют активность МАОА, и, возможно, в перспективе на их основе удастся сделать какие-нибудь препараты, которые будут обеспечивать нормальное общение между жировой тканью и нервами, нормализуя тем самым жировой метаболизм.

Справедливости ради стоит напомнить, что не так давно мы писали об исследованиях сотрудников Медицинского центра Маунт-Синай, которые пришли к выводу, что иммунные макрофаги не влияют на то, как жировая ткань сжигает жир, и не вмешиваются в диалог нервной системы и жировых клеток. Впрочем, возможно, что тут все дело в возрасте – пусть иммунитет никак не помогает сжигать жир в молодости, но в старости он вполне может начать этому мешать. 

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее