На Землю посмотрели глазами инопланетян

Из всех экзопланет для контакта с Землей идеально подходят лишь около десяти.

Инопланетные контакты пока что остаются уделом исключительно фантастов. (Фото: estebande / Depositphotos.)
Транзитная зона Земли в диаметре составляет около половины градуса, а центр ее лежит на плоскости эклиптики (плоскости вращения Земли вокруг Солнца). Наблюдатель на зелёной экзопланете находится в транзитной зоне Земли. (Фото: R. Wells)

В поисках внеземной жизни можно идти разными путями. Можно просто искать в космосе сигналы, указывающие на инопланетный разум. А можно самим запустить сигнал, чтобы кто-нибудь его поймал и понял, что на Земле кто-то живет. Такой способ называется Active SETI (Active Search for Extra-Terrestrial Intelligence) – активный поиск внеземного разума.

Под сообщением обычно имеется в виду радиосигнал или серия лазерных импульсов. Но не обязательно: ещё одна идея, например, заключается в том, чтобы запустить какую-нибудь гигантскую геометрическую структуру, чтобы она крутилась вокруг Солнца на орбите, отличающейся от земной. Когда инопланетяне увидят такой странный объект, они сразу поймут, что это дело чьих-то рук и что в Солнечной системе есть жизнь.

Но зачем вообще что-то строить в космосе – неужели так трудно заметить саму Землю или посылаемые нами сигналы? Дело в том, что с некоторых планет Землю заметить действительно невозможно. Для того чтобы понять, почему, посмотрим, как работает телескоп NASA «Кеплер». Его задача, как известно, заключается в поиске экзопланет земного типа. При поиске планет «Кеплер» использует транзитный метод, то есть он обнаруживает планету в тот момент, когда она появляется на фоне звёзды, вокруг которой вращается. Исходя из того, сколько света от звезды планета закрывает собой, астрономы могут определить радиус планеты, ее период обращения вокруг звезды, и то, сколько энергии в виде излучения она получает от своей звезды. Этого достаточно, чтобы примерно понять, какие условия там царят и пригодна ли планета для жизни.

Транзитная зона планеты – та область космического пространства, из которой можно увидеть планету на фоне ее звёзды. Если обиталище гипотетических инопланетян не попадает в транзитную зону Земли, то Землю они никак не увидят (если, конечно, они используют наши же методы). Но зато они могут увидеть геометрический объект с другой орбитой – у него ведь будет другая транзитная зона.

Исследователи из Британского королевского астрономического общества решили поставить себя на место инопланетян, чтобы понять, с каких планет нас лучше всего видно? Если мы определим те участки неба, откуда имеет смысл ждать сигнал и куда его имеет смысл посылать самим, то мы сможем сэкономить массу ресурсов – область мониторинга на предмет сигналов снизится всего до 0,46% от всей небесной сферы.

В статье в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society говорится, что из более чем 3500 экзопланет, которые нам на данный момент известны, планеты Солнечной системы можно увидеть с шестидесяти пяти. Из них девять идеально расположены, чтобы с их поверхности можно было увидеть именно Землю, хотя, к сожалению, ни одна из них не считается пригодной для жизни.

Исследователи также попытались оценить, сколько вообще может существовать аналогов Земли (ещё не открытых), которые были бы удачно расположены для «беседы» с нами сквозь космические просторы. Как известно, в среднем у каждой пятой звезды-аналога Солнца есть планета размером с Землю, находящаяся в зоне обитаемости – то есть когда на планете может быть жидкая вода (а это зависит от многих факторов, например, от количества излучения, которое получает планета от своей звезды, от атмосферного давления и т. п.). Приняв во внимание все подобные факторы, и проанализировав астрономические каталоги, в которых указано, какие из открытых нами солнцеподобных звёзд – красных, оранжевых и жёлтых карликов – находятся в транзитной зоне Земли, исследователи пришли к выводу, что аналогов Земли, которые идеально подходят для контакта, насчитывается около десятка.

Напомним, что на сегодняшний день единственной открытой экзопланетой, похожей на Землю в плане размера и температуры, является Kepler-452b. Он вращается вокруг жёлтого карлика в созвездии Лебедя на расстоянии около 1402 световых лет от нас (в 14 раз дальше, чем ближайшая к нам звезда – Проксима Центавра). Но расположен он неудачно – не попадает в транзитную зону Земли.

Очевидно, перспективы пообщаться с инопланетянами у нас не очень большие. (Хотя «Кеплер» продолжает искать экзопланеты – сейчас он наблюдает объекты, расположенные в плоскости эклиптики (плоскости вращения Земли вокруг Солнца), и, вероятно, обнаружит еще множество планет, находящихся в транзитной зоне Земли.)

С другой стороны, сообщение-то пока никто посылать не собирается. В 2015 году на заседании Американской ассоциации содействия развитию науки обсуждали, стоит ли вообще это делать, и сошлись на том, что как минимум «должно состояться общемировое научное, политическое и гуманитарное обсуждение, прежде чем какое бы то ни было послание будет отправлено».

Автор: Анастасия Субботина