Слабый иммунитет опасен аутоиммунными осложнениями

Если В-лимфоциты получают слабый сигнал от патогенов, они начинают синтезировать антитела широкого спектра действия, которые реагируют в том числе и на собственные клетки организма.

Человеческий В-лимфоцит под электронным сканирующим микроскопом. (Фото: NIAID / Flickr.com.)

Считается, что аутоиммунные болезни возникают из-за слишком активного, слишком сильного иммунитета. Как известно, иммунная система должны уметь отличать «чужих» от «своих», и иммунные клетки специально учатся не обращать внимания на нормальные, здоровые клетки организма, не путать их с бактериями, вирусами и раковыми клетками.

В иммунитет встроена сложная система предохранителей, которые подавляют иммунную реакцию на собственные ткани. Но бывает так, что иммунные клетки становятся слишком легковозбудимыми, слишком агрессивными, и начинают реагировать даже на безобидные молекулы и путать собственные клетки организма с патогенами.

Однако в последнее время специалисты все чаще говорят о том, что аутоиммунные расстройства могут возникать не только из-за слишком сильного иммунитета, но и из-за слишком слабого. Слабый иммунитет пропускает патогены, не видит раковые клетки, реагирует на опасность он довольно вяло – как в таком случае он может нападать еще и на «своих», если он с «чужими» не может разобраться?

Парадоксальное сочетание слабости иммунитета и аутоиммунных реакций объясняют в Nature Immunology исследователи из Университета Фрайбурга и Национального сердечно-сосудистого центра Испании. Как все мы знаем, одни из главных «игроков» в иммунной системе – это В-лимфоциты, которые производят антитела. Как и у многих других иммунных клеток, у В-лимфоцитов на клеточной мембране есть особые рецепторы, с помощью которых они «видят» вирусные и бактериальные молекулы. «Увидев» патоген, В-лимфоциты активируются и вместе с другими иммунными клетками запускают защитную реакцию.

Но для того, чтобы иммунная клетка «проснулась», сигнал от патогена должен быть достаточно силен – рецепторов на поверхности В-лимфоцитов много, и для запуска защитной реакции нужно, чтобы с чужеродными молекулами провзаимодействовало много рецепторных молекул. Было замечено, что после столкновения с бактерией или вирусом рецепторы на поверхности В-лимфоцитов собираются в кластеры, островки, и именно такая кластеризация рецепторов позволяет запустить в В-лимфоцитах полноценную ответную реакцию на вторжение.

Также удалось обнаружить белок, который помогает собирать рецепторы в кучу. Это кавеолин-1 (Cav1), и если его отключить, иммунитет ослабеет – сигнал от вирусных и бактериальных молекул, связавшихся с рецепторами, окажется недостаточно интенсивным, чтобы сподвигнуть В-клетки на какие-то решительные действия.

Но у того, что рецепторы не могу собраться в островки, есть побочный эффект. Если сигнал снаружи идет от разрозненных рецепторов, то В-лимфоцит начинает синтезировать такие иммуноглобулины, которые связываются с чем ни попадя, в том числе с собственными молекулами организма – а с этого все аутоиммунные проблемы и начинаются. Вот так и получается, что слабый иммунитет оказывается склонен атаковать «своих».

Эксперименты с мышами подтвердили, что без белка кавеолина-1, который управляет расположением рецепторов, у животных начинаются аутоиммунные процессы. Очевидно, при лечении аутоиммунных заболеваний стоит учитывать возможную слабость В-лимфоцитов, хотя здесь еще требуются дополнительные исследования, чтобы понять, в какой мере клинические болезни, вроде волчанки, диабета первого типа и т. д. обязаны своим развитием именно такой иммунной аномалии.