Вороны умеют планировать

Речь, конечно, идет не о планировании по воздуху, а об умении смотреть в будущее и планировать собственные действия – как оказалось, умение планировать есть не только у высших приматов, но и у птиц.

Ворон. (Фото: Christian Varga / Flickr.com.)

Умение планировать свои повседневные действия, и, шире, свою жизнь считается признаком высокоразвитого интеллекта, и скажем, у всех людей есть способность планировать, хотя и не все ею пользуются.

И до недавнего времени считалось, что только у людей это умение и есть. С другой стороны, все мы знаем, что некоторые птицы (например, сойки) делают запасы еды, то есть они предвидят, что в будущем с едой может стать туго, и потому нужно что-то сделать уже сейчас – что это, как не планирование?

Однако здесь есть одно серьезное возражение: такое поведение может быть жестко привязано к еде – иными словами, ничего, кроме запасов, птицы планировать не могут, и планированием в общем смысле они не владеют. То есть здесь нужен такой эксперимент, в котором умение «смотреть в будущее» проявлялось бы в незнакомой ситуации и требовало нестандартных действий.

Исследователи из Лундского университета именно такой эксперимент и поставили. Подопытными стали обыкновенные во́роны, которых учили открывать камнем коробку с кормом. Камень, однако, можно было обменять на жетон (в виде пластиковой бутылочной крышки), а за жетон можно было получить угощение получше.

Обыкновенные во́роны не слишком часто используют инструменты, и для них не свойственно обменивать что-то на что-то, как, к примеру, это делают сойки и вороны. Тем не менее, во́роны освоили все, что нужно, и использование камня как инструмента, и обмен – они вполне могли, взяв камень, не открывать с его помощью коробку, а отдать его за совершенно «неинструментальную» пластиковую крышечку в расчете на большую выгоду.

Тогда правила игры стали изменять: например, перед птицами сначала появлялся камень-открывалка, а потом, спустя какое-то время, коробка, которую нужно было открыть. Тем не менее, во́роны все равно брали камень и ждали, когда появится коробка. В другом варианте вместе с камнем появлялась уже готовая порция корма, которая, однако, была меньше той, что в коробке. Сама же коробка задерживалась с появлением, и, как пишут авторы работы в Science, птицы в 75% случаев выбирали камень, имея в виду добраться до большей порции угощения, и готовы были ждать коробку целых 15 минут.

Вообще говоря, тут идет речь о так называемой отложенной выгоде, о которой мы неоднократно писали. Способность пренебречь меньшей выгодой, которую можно получить немедленно, ради большей, которую нужно подождать, есть также у человекообразных обезьян, а среди птиц похожие эксперименты ставили с какаду и врановыми. Однако как раз в адрес «птичьих экспериментов» выдвигались возражения, что они слишком просты и по ним нельзя судить об общей способности пернатых планировать.

На сей раз с во́ронами постарались сделать все так, чтобы планирование максимально осложнить, устроив птицам весьма нестандартную ситуацию. И вот мы видим, что во́роны не только способны контролировать себя, предвкушая большую порцию корма, но они также способны запомнить, какой предмет можно использовать в качестве инструмента, и понять, что его инструментальные свойства могут понадобиться, если не сейчас, то в будущем.

Правда, некоторые зоологи остались не вполне удовлетворены сделанными выводами. Например, Джонатан Редшоу (Jonathan Redshaw) из Квинслендского университета полагает, что в данном случае во́роны просто запомнили, что с чем связано, и воспроизводили наиболее выгодную цепочку действий.

При истинном же планировании индивидуум может подгонять свои действия под меняющиеся условия, и тут следовало, скажем, на каком-то этапе показать во́ронам разбитую коробку с кормом: если бы птицы, видя разломанный источник корма, перестали бы брать камень-открывалку, это действительно указывало бы на способность планировать. Впрочем, возможно, что тут проблема не столько в во́ронах, сколько в том, что мы понимаем под планированием.