Космические путешественники проходят обследование

Все тритоны, улитки и ящерицы, побывавшие в 16-ти суточном космическом полете, чувствуют себя хорошо. Их тщательное обследование поможет понять механизмы адаптации живых существ к условиям микрогравитации.

Известная поговорка «Голь на выдумки хитра» вполне применима к нынешней программе российских космических исследований. Ученые, лишившиеся возможности проводить биологические эксперименты с млекопитающими на специально приспособленном биоспутнике «Бион» (его запуск запланирован лишь на 2010 год), продолжили свою научную программу на космическом аппарате «Фотон». Этот аппарат предназначен для проведения технологических экспериментов и не имеет системы жизнеобеспечения. То есть на его борту можно проводить эксперименты только с организмами, не требующими большого потребления кислорода и очистки атмосферы. Поэтому в качестве объектов исследования были выбраны тритоны, улитки, ящерицы и бактерии, на которых и было проведено изучение закономерностей адаптации живых систем к условиям микрогравитации. (см. также сообщение от 11.02.2005 - http://www.nkj.ru/news.phtml?arch&page=25).

Институт медико-биологических проблем изготовил специальную аппаратуру для проведения экспериментов, оснащенную датчиками и дозиметрами, которые позволяют на протяжении всего полета непрерывно измерять температуру и определять суммарную дозу облучения биообъектов за время полета.

Большая часть экспериментов была посвящена исследованию влияния микрогравитации на генетические структуры живых организмов, их нервную систему, эндокринные органы и выявление роли некоторых генов в процессах регенерации органов и тканей в условиях микрогравитации у низших позвоночных. По мнению ученых, данные, полученные на низших позвоночных, вполне применимы к млекопитающим, включая человека.

Состояние биообъектов, побывавших в космосе, ученые оценили как хорошее. Космические путешественники и записанные экспериментальные данные были доставлены в исследовательские институты Москвы (Институт биологии развития РАН, ГосНИИ «Генетика», Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Институт морфологии человека РАМН) и США (Эймсский исследовательский центр НАСА, Университет штата Монтана), для обследования и обработки. Предварительные научные результаты проведенных в полете экспериментов будут готовы лишь к концу сентября, а окончательные – к Новому году.