Космическое зачатие

Сперматозоиды, побывавшие в космосе, годятся для оплодотворения.

Человеческие сперматозоид и яйцеклетка. (Фото Dennis Kunkel Microscopy, Inc. / Visuals Unlimited / Corbis.)
Мышата, родившиеся после оплодотворения «космическими» сперматозоидами. (Фото: S. Wakayama et al., Proceedings of the National Academy of Sciences 114, 21 (23 May 2017).)

Несмотря на всю защиту от космического излучения, уровень радиации на Международной космической станции (МКС) остается примерно в сто раз выше, чем на Земле. Как известно, излучение вредит ДНК; живые активные клетки в принципе могут исправлять повреждения в своем геноме, однако, например, человеческие сперматозоиды особенно чувствительны к неполадкам в ДНК.

Повреждения хромосом в сперматозоидах могут обернуться самыми разными неприятностями, от бесплодия у мужчин до повышенной вероятности онкозаболеваний у потомства. И все же, как пишут в своей статье в PNAS исследователи из Университета Яманаси, космических дефектов в сперматозоидах не стоит бояться так уж сильно.

Тэрухико Вакаяма (Teruhiko Wakayama) и его коллеги экспериментировали с семенем мышей, которое, замороженное до -95 °С, более девяти месяцев находилось на МКС. (Аналогичные образцы семени все это время хранились при той же температуре на Земле.) Как и ожидалось, ДНК в «космических» сперматозоидах оказалась сильно повреждена, так что можно было ожидать, что никакую яйцеклетку они оплодотворить уже не смогут.

Но все оказалось наоборот: после процедуры искусственного оплодотворения и пересадки яйцеклеток в суррогатных матерей на свет появились несколько десятков мышат, которые были вполне здоровыми и которые сами впоследствии смогли оставить здоровых детенышей.

По словам авторов работы, сперматозоиды, побывавшие на МКС, успешно оплодотворяли яйцеклетки с той же частотой, что и их «коллеги», остававшиеся на Земле. Очевидно, ДНК семени все же удалось починить уже после оплодотворения, и сделали это ферменты яйцеклеток.

Возможно, что и у других млекопитающих, включая человека, яйцеклетки могут точно так же спасать ДНК сперматозоидов – если так, то мужчины-космонавты могут не опасаться бесплодия из-за того, что хромосомы в их половых клетках окажутся сильно повреждены из-за космической радиации; правда, чтобы подтвердить это, все равно понадобятся дополнительные эксперименты.

С другой стороны, стоит напомнить, что МКС находится еще в границах геомагнитного щита, защищающего Землю от космической радиации; если же кому-то понадобится уйти в более глубокий космос – например, при перелете с Земли на Марс – то тут генетические дефекты в половых клетках могут оказаться уже неисправимыми.

По материалам The Scientist.