Иммунитет нападает на раковые клетки из засады

Обесцвечивающие кожу иммунные клетки убивают меланому.

«Нет худа без добра» – в полном соответствии с этой пословицей мы порой сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда одно заболевание помогает бороться с другим заболеванием. То, что некоторые болезни могут противостоять друг другу, известно давно, и некогда давно даже с сифилисом пытались бороться с помощью малярии: приступы малярийной лихорадки с высокой температурой вредили возбудителю сифилиса и тормозили ход болезни.

Пигментные клетки меланоциты. (Фото The Sea of Beings / Flickr.com.)
Три Т-лимфоцита, окружившие раковую клетку. (Фото NICHD / Flickr.com.)
Человеческая меланома на поздней стадии. (Фото Biodisc / Visuals Unlimited / Corbis.)

С чем-то похожим столкнулись и современные медики, заметившие, что среди больных меланомой наиболее благоприятные шансы оказываются у тех, у кого в качестве побочного эффекта лечения развивалось еще и витилиго, сопровождающееся «обесцвечиванием» кожи (заболевание, знакомое всем по незабываемому облику Майкла Джексона). Оказалось, что причина тут в иммунных процессах, происходящих при витилиго.

Как известно, приобретенный иммунитет обеспечивают лимфоциты. В-лимфоциты имеют дело с патогенами, находящимися в межклеточном пространстве. В-лимфоциты вырабатывают антитела, которые налипают на патоген, обезвреживая его и помогая уничтожить. Если же инфекция уже находится внутри наших клеток, то это  забота Т-лимфоцитов, которые убивают все зараженное.

Не так давно обнаружили, что некоторые Т-лимфоциты после перенесенной инфекции остаются в ткани в «дремлющем» состоянии – если тот же патоген появится снова, они отреагируют на него почти мгновенно. Такие лимфоциты назвали резидентными Т-клетками памяти.

Исследователи из Онкологического центра Норриса Коттона при Дартмутском колледже выяснили, что у мышей с витилиго именно такие тканевые Т-лимфоциты генерируют иммунный ответ, направленный против меланомы. При витилиго резидентные Т-лимфоциты в коже воспринимают меланоциты – клетки, вырабатывающие пигмент меланин – как патогены. В коже начинаются аутоимунная процессы, меланоциты под натиском иммунитета исчезают, пигментация нарушается и образуются белые пятна. Но те же лимфоциты, как оказалось, начинают заодно бороться и против меланомы – злокачественной опухоли, развивающейся из меланоцитов.

До сих пор, когда речь шла о Т-клеточном иммунном ответе против рака, исследователи больше всего занимались теми Т-лимфоцитами, которые находятся в крови, в селезенке и в лимфоузлах. Однако резидентные Т-лимфоциты в тканях, как теперь видно, играют ничуть не менее важную роль в противораковой иммунной обороне. Как раз то, что они не рециркулируют, не блуждают с места на место, позволяет им столь быстро находить и убивать опасные раковые клетки. Полностью результаты экспериментов опубликованы в Science Immunology.

Авторы работы теперь намерены искать аналогичные популяции тканевых Т-лимфоцитов в других органах, куда меланома дает метастазы; кроме того, необходимо убедиться, что точно так же они работают и у людей. Возможно, что в перспективе на основе резидентных Т-клеток памяти удастся создать новые лекарства и разработать новые методы противораковой терапии, направленные на активацию этих клеток в организме.

Автор: Анастасия Субботина