Какие птицы зимуют на Чукотке

В последнее время на территории национального парка «Берингия» зимует все больше водоплавающих и морских птиц.

Про невнимательного человека говорят, что он считает ворон. Однако есть на свете люди, которые к «подсчету ворон» относятся с чрезвычайным вниманием – мы говорим о работниках заповедников, которые постоянно наблюдают за динамикой птиц на подведомственной территории. Такие наблюдения весьма важны для оценки биоразнообразия и в природоохранных целях; и, разумеется, считать приходится не только, да и не столько ворон, сколько массу других видов.

Открытые участки моря в районе урочища Аван. (Фото: Константин Лемешев.)
Орнитолог национального парка «Берингия» проводит учеты зимующих птиц на морском побережье. (Фото: Константин Лемешев.)
На зимних орнитологических учетах впервые использовался квадрокоптер. (Фото: Константин Лемешев.)
Сирениковская полынья в районе лагуны Имтук на юге Чукотского полуострова. (Фото: Максим Антипин.)
Группы зимующих уток проделывают «тропы» в морской шуге. (Фото: Максим Антипин.)
Большие крохали американского подвида в бухте Провидения. (Фото: Анатолий Косяк.)
Большие группы зимующих птиц встречаются не только вдоль побережий, но и далеко в море. (Фото: Максим Антипин.)
Чайки бургомистры на зимовке не многочисленны. (Фото: Максим Антипин.)
Утки каменушки были впервые встречены вдоль побережий Чукотского полуострова. (Фото: Максим Антипин.)
Утки морянки – одни из самых массовых зимующих видов на Чукотке. (Фото: Максим Антипин.)
Гаги и чайки бургомистры кормятся на мелководье в районе лагуны Кивак. (Фото: Максим Антипин.)
Гаги на открытой воде. (Фото: Максим Антипин.)
Участок Сирениковской полыньи частично закрыт шугой в районе бухты Провидения. (Фото: Максим Антипин.)
В сильный мороз над Сирениковской полыньёй видно пар. (Фото: Максим Антипин.)
Уткам гагам и морянкам очень тяжело добывать корм, когда море покрывается шугой. (Фото: Максим Антипин.)

Сотрудники национального парка «Берингия» проводят учет зимующих водоплавающих и околоводных птиц вдоль морских побережий Чукотского полуострова. Вдоль всего южного побережья расположена Сирениковская стационарная полынья около 300 км в длину и более 30 км в ширину. Лёд здесь не задерживается надолго – его выносит сильными течениями или же его выдавливает сильными северными ветрами в Анадырьский залив, освобождая богатые кормом мелководные прибрежные участки моря. В полынье зимует более десяти видов птиц: четыре вида гаг, морянки, беринговы бакланы, кайры, чистики, чайки бургомистры.

Всего с начала января текущего года сотрудники национального парка семнадцать раз проводили учет зимующих птиц. Кратковременные учеты проводились в основном на морских побережьях Провиденского кластера: в районе урочища Аван, Кивак, Карповка, в бухте Провидения, около мыса Лесовского, а также в районе лагуны Имтук. Благодаря тому, что лед встал поздно, инспекторам «Берингии» удалось один раз посчитать зимующих птиц и на северном участке национального парка – в районе косы Инчоун.

В этом году состав зимующих птиц пополнился новыми видами, которых в предыдущие зимы тут не видели. Так, в январе в окрестностях бухты Провидения неоднократно наблюдали больших крохалей американского подвида. Впервые на зимовке отмечены утки каменушки; до этого считалось, что самые северные районы зимовки каменушек находятся около 1,2 тыс. км южнее – около Камчатки. На восточном побережье Чукотского полуострова, в районе села Лорино, местные жители встретили конюгу-крошку – опять-таки впервые за все зимы.

Следует отметить, что, согласно прежним наблюдениям, самое раннее, когда конюга-крошка появляется на Чукотке – это апрель месяц. В большом числе остался зимовать берингов баклан: многочисленные стаи бакланов видели в районе входа в бухту Ткачен в первых числах марта. Часто на зимовке попадался и чистик, который гнездится преимущественно на острове Врангеля. На юге Чукотского полуострова обитает и его родственник – тихоокеанский чистик, но он улетает зимовать в более южные широты. А вот кайр в нынешнем году было значительно меньше, чем в прошлом.

По мнению орнитологов «Берингии», в последние годы можно с уверенностью говорить об увеличении группировки отдельных видов зимующих видов птиц. По сравнению с данными, собранными около 30 лет назад, общая численность зимующих в Сирениковской полынье обыкновенных гаг, гаг-гребенушек, а также уток морянок увеличилась не меньше, чем в полтора раза.

Впервые в зимних орнитологических учетах на Чукотке использовался квадрокоптер, при помощи которого удалось понаблюдать за поведением зимующих птиц на минимальной дистанции, провести документальную фото- и видеосъемку, а также получить данные о технических пределах работы беспилотника в условиях Севера.

По материалам пресс-службы ФГБУ «Национальный парк «Берингия»