Дрожь против жира

Вибрации с ног до головы помогают затормозить ожирение и развивающийся диабет.

Стараясь избавиться от лишнего веса, многие из нас тратят массу сил и времени на беговые дорожки и прочий фитнес. Однако, как показывают эксперименты Меган Макги-Лоуренс (Meghan McGee-Lawrence) и ее коллег из Университета Аугусты, того же эффекта можно добиться, если просто повибрировать всем телом.

Дрожь всем телом помогает сбросить вес. (Фото: bogdan.hoda / Depositphotos.com.)

На самом деле, существуют тренажеры с функцией вибрации, и многие утверждают, что тряска помогает им в тренировках. Вибрации заставляют мышцы работать сильнее, и можно было бы предположить, что сами по себе они действуют так же, как и обычные, «настоящие» упражнения.

Чтобы выяснить, так оно или нет, исследователи устроили встряску нескольким подопытным мышам с генетической предрасположенностью к ожирению и диабету: пол в клетке у них мягко дрожал каждый день в течение двадцати минут. У других мышей с ожирением в клетке стояла беговая дорожка, на которой их вынуждали бегать по сорок пять минут ежедневно; наконец, животных из третьей группы ни тряской, ни беговой дорожкой не мучили.

Поскольку мыши, как было сказано, были предрасположены к ожирению, они постепенно набирали вес. Однако за двенадцать недель эксперимента те, которые бегали и которых трясли, потолстели чуть меньше по сравнению с теми, у которых никакой такой физической активности не было. И самое интересное, как пишут авторы работы в журнале Endocrinology, эффект от вибраций оказался такой же, как от бега. У животных из обеих групп был более здоровый метаболизм – в том смысле, что уровень инсулина у них был не слишком высок, а ткани и органы сравнительно нормально реагировали на гормон (напомним, что высокий уровень инсулина и утрата чувствительности к нему – основные признаки диабета второго типа). Наконец, у «вибрирующих» и «бегающих» мышей в печени накапливалось заметно меньше жира, чем у тех, которым дали возможность лениться все это время (а ведь жир, накапливающийся при ожирении в печени, может просто вывести ее из строя).

В том, что физические упражнения способствуют нормализации метаболизма и помогают сбросить вес, нет ничего удивительного. Странно здесь другое – что того же самого можно добиться, просто регулярно дрожа всем телом. Правда, была одна вещь, в которой вибрации не оказывали того же действия, что и упражнения: состояние скелета у «вибрирующих» мышей не улучшалось, их кости не укреплялись. Однако у животных все же повышался уровень гормона остеокальцина, который указывает на активный рост костной ткани – возможно, что если бы эксперимент продолжался дольше, то у таких мышей увидели бы и усиление скелета.

Правда, тех, кто уже собрался заказать себе вибрирующий диван вместо абонемента в спортзал, авторы работы предупреждают, что обычные упражнения нужны еще и для нормального дыхания, и для сердечно-сосудистой системы, и на вибрации тут рассчитывать особо не приходится.

По материалам Science.