Шмели узнают друг друга по запаху ног

По запаху, оставшемуся на цветке, шмель может  определить, кто сюда прилетал – кто-то свой или кто-то чужой.

Наверняка многие, наблюдая за пчелами и шмелями, задавались вопросом, как они отличают еще нетронутые цветы от тех, на которых уже побывал кто-то из «коллег» и, возможно, забрал весь нектар. Если садиться на все подряд, то получится большая трата времени и сил, так что наверняка у этих насекомых есть какой-то способ узнавать, был ли тут кто-то другой или нет.

Исследователи из Бристольского университета считают, что, по крайней мере, шмели в таких ситуациях полагаются на свое обоняние, принюхиваясь к следам лапок, которые оставили на цветах они сами или их товарищи.

Известно, что лапки шмелей выделяют особый секрет и оставляют его на любой поверхности, какой ни коснутся. Ричард Пирс (Richard F. Pearce) и его коллеги учили шмелей выбирать между искусственными цветами, наполненными сиропом или же обычной водой. На «цветах» специально оставляли шмелиные следы, и шмель в эксперименте имел дело с тремя запахами: своим собственным, товарища по гнезду, или постороннего шмеля из другого гнезда.

Сначала шмелям предлагали «цветы» с сиропом, на которых были следы кого-то из своего же гнезда, и «цветы» с водой, на которых были следы кого-то чужого. Шмели быстро понимали, что товарищи оставляют следы там, где есть сироп, так что на следующем этапе, когда «цветы» с разными следами наполняли одной водой, насекомые все равно летели на запах друзей.

Точно такой же опыт поставили с другой парой запахов: собственным запахом шмеля и запахом его товарищей по гнезду. Результаты был тот же: насекомые быстро выучивали, чей запах соответствует сладкому угощению. Полностью результаты экспериментов опубликованы в Scientific Reports.

Правда, сами исследователи признают, что их результаты говорят лишь о способности шмелей различать объекты по запаху ног, что же до того, как они эту свою способность используют в природе, тут пока не все ясно. С одной стороны, можно предположить, например, что шмель, почувствовавший запах кого-то из своего гнезда, сочтет, что нектар здесь уже выпили и тратить время на цветок не стоит.

С другой стороны, запасы нектара в цветах все время пополняются, и можно представить, что запах товарищей указывает на цветы с особо вкусным и обильным содержимым. Не будем забывать, что шмели могут отличать по запаху своих от чужих – наверно, информация о перемещении чужаков им тоже для чего-то нужна. Удивляться не стоит – после их знаменитых «игр в футбол» от шмелей можно ожидать всего, чего угодно.