Низкоранговые инноваторы

Шимпанзе охотнее берут новые технологии от тех, кто стоит невысоко на социальной лестнице, нежели от своих лидеров.

Обезьяны учатся друг у друга: если кто-то из группы открыл ящик с угощением, то прочие, посмотрев на «первооткрывателя», сделают то же самое. Иногда им для этого даже не обязательно наблюдать за настоящей обезьяной – в 2014 году в Biology Letters была опубликована статья, в которой говорилось, что южноамериканским игрункам вполне хватает видеоурока: посмотрев видеозапись с другой обезьяной на ноутбуке, игрунки могли повторить то, что увидели.

Шимпанзе учатся, наблюдая друг за другом. (Фот: Pixel-mixer / pixabay.com.)

Но как именно распространяется новое знание среди обезьян? Чьи действия сочтут не стоящими внимания, а кто, наоборот, станет признанным инноватором? Считается, что тут все зависит, во-первых, от того, свой или чужой служит образцом – то есть если обезьяна смотрит на кого-то из своего клана, то она с большей вероятностью «собезьянничает» за ним. (Хотя вышеупомянутые игрунки перенимали необходимые для получения угощения манипуляции у чужаков, а у шимпанзе новые технологии приходят в стаю именно вместе с новичком, присоединившимся к группе со стороны.)

Немалую роль играет также пол того, кто додумался до какой-то уловки, и его социальный статус. И если говорить, например, о шимпанзе, то у них обычно все следуют за высокоранговым самцом, за лидером – во всяком случае, об этом говорят многочисленные наблюдения за шимпанзе, содержащимися в неволе.

Однако исследователи из Университета Сент-Эндрюс вместе с коллегами из США обнаружили нечто иное: оказалось, что шимпанзе могут отдавать предпочтение в «инновациях» не слишком высокопоставленным членам группы. Эксперимент был такой: из каждой из четырёх групп обезьян, содержащихся в специальном исследовательском центре, отбирали кого-то одного, чтобы обучить его открывать ящик с фруктами. В двух группах секрету обучали низкоранговых самок, в двух других – альфа-самцов. Затем обученные обезьяны демонстрировали свои умения перед «одногруппниками». и дальше оставалось только дать «аудитории» такой же ящик и посмотреть, что они с ним будут делать.

В статье в American Journal of Primatology авторы пишут, что открывать ящики по чужому образцу предпочитали те обезьяны, которые наблюдали за низкоранговыми особями, причем за низкоранговыми самками повторяли и те, кто стоял заметно выше их на социальной лестнице. Те же, которые смотрели на альфа-самцов, тоже пытались как-то достать угощение, однако они явно не стремились повторять в точности действия начальства.

Наконец, в одном случае альфа-самец, который только что показывал своим, как открывать ящик, сам сменил технологию после того, как увидел действия двух подведомственных ему самок. Дело в том, что до угощения можно было добраться разными способами, более эффективными и менее эффективными, и вот как раз эти две самки освоили более эффективный метод, нежели тот, которым пользовался альфа-самец, и сам он, как было сказано, предпочел забыть собственное «ноу-хау» и начал повторять за подчиненными.

Иными словами, инноваторами (или, если угодно, трендсеттерами) оказались не лидеры, а второстепенные члены группы. Объяснить это можно тем, что в данном случае членов группы больше заботили другие особенности поведения вожака. Известно, что у шимпанзе альфа-самцы порой отличаются вспыльчивым и непредсказуемым характером, поэтому все прочие будут, скорее, следить за тем, в хорошем ли настроении «шеф», а не за тем, что он там делает с ящиком. С другой стороны, у капуцинов и макаков резуса вообще не принято копировать действия начальства в его же присутствии – вот когда отойдет подальше, тогда другое дело – и, возможно, у шимпанзе тоже есть такое правило поведения.

По материалам ScienceNews.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее