Могла ли сальмонелла погубить ацтеков?

Крупные эпидемии в ацтекской империи, вероятно, случались из-за сальмонеллы, пришедшей в Мезоамерику вместе с испанцами.

В 1519 году испанцы с Эрнандо Кортесом во главе прибыли в Мексику, где в то время существовала Ацтекская империя численностью 25 млн человек. Спустя век местных жителей осталось всего около одного миллиона, и считается, что тут дело не только и не столько в захватнических войнах конкистадоров, сколько в тяжелых и обширных эпидемиях, которые несколько раз прокатывались по индейской империи. Две самые сильные из этих эпидемий начинались в 1545 и 1576 и длились каждая несколько лет – в сумме тогда умерло, по разным оценкам, от 7 до 18 млн.

Камень Солнца – монолитный базальтовый диск с символическим изображением ацтекской космогонии и солнечного культа. (Фото: Rafael Saldana / Flickr.com.)
Ацтекская маска, принесенная в дар богам в священный город Теотиуакан. (Фото: Dennis Jarvis / Flickr.com.)
Salmonella enterica. (Фото: Microbewiki.)

Что именно за болезнь была тут виной, до последнего времени точно известно не было (хотя обсуждались варианты кори, оспы и тифа, а в 2002 году сотрудники Национального автономного университета Мексики опубликовали в журнале Emerging Infectious Diseases статью, в которой утверждали, что то были эпидемии вирусной геморрагической лихорадки).

Однако действительной причиной, по-видимому, были бактерии сальмонеллы – к такому выводу пришли Йоханнес Краузе (Johannes Krause) из Института истории человека Общества Макса Планка и его коллеги из Университета Тюбингена, Гарварда и мексиканского Национального института антропологии и истории. Они проанализировали ДНК из зубов двадцати девяти человек, похороненных на территории штата Оахака – за исключением пяти, прочие умерли из-за эпидемической болезни в период с 1545 по 1550. Среди выделенной ДНК обнаружились и бактериальные последовательности, и после того, как их сравнили с геномами современных бактерий, оказалось, что на останках древних покойников остались генетические следы сальмонелл.

Были ли эти сальмонеллы такими уж опасными? Хотя ДНК оказалась сильно повреждена, авторам работы удалось выяснить, что она принадлежала одному из штаммов Salmonella enterica, называемому paratyphi C. Заболевание, которое он вызывает, называют паратифом: по симптомам все напоминает более легкую форму брюшного тифа. Сейчас паратиф обычно встречается в развивающихся странах, и в отсутствие лечения смертность от него составляет 10–15%. В препринте статьи, опубликованном на сайте bioRxiv, говорится, что паратифовая сальмонелла если и не была единственной причиной массовых смертей в 1545 году и далее, то внесла в них существенный вклад.

Косвенно в пользу версии о сальмонелле говорит другая статья, также опубликованная на сайте bioRxiv – в ней Марк Ахтман (Mark Achtman) из Университета Уорика и его коллеги сообщают, что им удалось найти ДНК тех же самых сальмонелл paratyphi C на останках молодой женщины, похороненной около 1200 на кладбище Трондхейма, Норвегия. То есть паратифовая бактерия блуждала по Европе еще за 300 лет до того, как европейцы пришли в Мексику.

Безусловно, это пока ничего однозначно не доказывает, однако позволяет выдвинуть вполне достоверную гипотезу: сальмонелла paratyphi C у некоторых людей может сидеть в организме бессимптомно, и если такой человек оказался бы среди конкистадоров, то бактерия получила бы неплохой шанс, расселившись среди участников похода, которые вряд ли слишком заботились о личной гигиене – а потом у сальмонеллы появился бы и еще и второй шанс, когда она попала к индейцам, чей иммунитет с ней ни разу не сталкивался.

Впрочем, чтобы придать этой гипотезе больше веса, нужно проанализировать на предмет сальмонелл другие случаи эпидемий, которые случались на территории древней Мезоамерики после появления там испанцев.

По материалам NatureNews.