Как превратить смартфон в экскурсовода

Виртуальный гид по знаменитой Кунсткамере сделали с помощью музейной базы данных.

Даже самая лучшая экскурсия не может вместить в себя все. На экспозициях Музея антропологии и этнографии РАН (известной как Кунсткамера) выставлено менее одного процента экспонатов – кажется, что немного, однако всего фонды музея содержат более 1,2 млн единиц хранения. И даже самый внимательный и дотошный посетитель не в силах уделить внимание этим немногочисленным процентам, прочитать все этикетки и изучить все схемы.

Благодаря виртуальному гиду по музею, вы можете прогуляться по экспозициям из любого уголка Земли. (kunstkamera.ru)
Так выглядит мобильный гид на экране смартфона.
Коллекция Фредерика Рюйша – инновации XVIII века. (kunstkamera.ru)

Обычно взгляд просто скользит по витрине, упуская массу всего важного и интересного. «Здесь очень много уровней информации. Манекены, этикетаж, карты, схемы, порядок экспонирования вещей, освещение, цветовая гамма – все несет информацию», – рассказывает заместитель директора МАЭ РАН, кандидат исторических наук Юлия Аркадьевна Купина, пока мы идем по залам музея. Как в этом всем сориентироваться и не упустить важное?

Вот тут на помощь и придет мобильный гид – бесплатное приложение, разработанное для устройств iOS и Android и ставшее доступным для пользователей в начале декабря. Благодаря мобильному гиду можно заранее подготовиться к визиту в музей и продолжать знакомство с экспозициями уже после посещения в любом удобном месте.

Приложение не только показывает фото отдельных экспонатов – здесь есть и аудиорассказы на русском и английском, текст к которым написан одними из ведущих специалистов-культурологов в мире и озвучен профессиональными актерами. Гид создавали с помощью музейной базы данных.

В сыром виде она представляет собой просто набор данных, в которых может разобраться разве что специалист. Однако сотрудники информационного отдела музея, движимые желанием поделиться с общественностью своими сокровищами, сумели вместе с компанией-разработчиком сделать на основе «скучной» базы данных уникальный цифровой продукт, благодаря которому любой человек, находясь в любом уголке мира, может посетить знаменитый музей.

Согласно городской легенде, некогда чуть ли не сам Петр I, заманивая первых посетителей в Кунсткамеру, наливал им не то бокал вина, не то рюмку водки, не то чашечку экзотического кофе. Никаких документов, подтверждающих этот факт, нет, но если так оно и было, то идея сделать пребывание в Музее комфортным явно пользуется тут преемственностью, только теперь речь идёт не о вине и кофе, а об изощрённых информационных технологиях, которые помогают Музею использовать в свою пользу одну из главных потребностей современного человека – потребность в интернете.

Мобильный гид – часть большого проекта «Кунсткамера III тысячелетия», включающего в себя виртуальный тур по экспозициям, уже ставший популярным у пользователей, проект «Кунсткамера Y», в рамках которого известные исследователи доступно рассказывают об уникальных коллекциях и научных экспедициях, и еще многое другое. Все это стало возможным благодаря поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина.

Такие медийные продукты привлекают в музей тех, кто по разным причинам либо просто не может прийти сюда сам, или же не может приходить так часто, как хотелось бы. «Современные музеи создаются посетителями. Если музей шикарный, богатый, но стоит пустой, то это не музей. Мы считаем нашими посетителями не только тех, кто вошли в двери, наши посетители это все те, кто интересуется этнографией, историей, читает наши книги, ходит на лекции наших сотрудников, посещают наш сайт», – говорит Юлия Купина.

Подобные технические новшества, возможно, помогут решить проблему того, что является одновременно и головной болью, и визитной карточкой старейшего российского музея – знаменитой анатомической коллекции Фредерика Рюйша. Свой домашний музей выдающийся голландский анатом начал создавать в 1666 году. Совершенствуя технику изготовления анатомических препаратов, он сделал немало открытий и разработал методы, позволяющие сохранять (как мы сейчас видим – на века) прижизненную окраску и форму разных органов и частей тела.

Петр I познакомился с Рюйшем в 1697 году, во время своего визита в Амстердам. Во время визита в Амстердам в 1716 году царь узнал о том, что медик продает свою коллекцию. К тому времени собрание включало в себя более 2000 препаратов по эмбриологии и анатомии человека, 1179 образцов мелких млекопитающих, пресмыкающихся и насекомых и большое число других экспонатов. Было решено приобрести коллекцию для Кунсткамеры.

То, что сейчас воспринимается как забава, 300 лет назад было самой что ни на есть актуальной наукой. «В условиях почти полного отсутствия доступной простому человеку медицины и знаний о строении человеческого тела, эти анатомические препараты стали настоящим научным прорывом. Это был передний край российской науки XVIII века, – говорит Юлия Купина, – каким в XX веке стало покорение космоса».

Саму Кунсткамеру вполне можно уподобить целой вселенной, не перестающей удивлять и поражать. И заканчивается наша прогулка по музею настоящим космосом – Готторпским глобусом-планетарием, еще одним приобретением Петра Первого, который сейчас расположен в помещении первой российской обсерватории.

Здесь, в знаменитой башенке, глядя на зимний сумеречный Петербург, очень хорошо размышлять о том, какие невероятные усилия прикладывали ученые прошлого, закладывая в своих исследованиях фундамент для всей современной науки – и о том, как благодаря современной науке мы сегодня легко ныряем в этот многовековой массив знаний.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее