Нас ждет солнечное затмение и гелиофизический год

Российские астрономы готовятся к полному солнечному затмению и Международному гелиофизическому году.

Первое в XXI веке полное солнечное затмение произойдет на территории России 29 марта. Полоса полного затмения пройдет через Карачаево-Черкесию, Ставропольский край, Калмыкию, Дагестан, Волгоградскую область, Алтайский край и Туву (подробнее об этом см. «Наука и жизнь» № 1, 2006 г.).
Во время затмения Луна пересечет диск Солнца с юго-западного края к северо-восточному. Покинет Землю лунная тень в 15.47 в окрестностях Иркутска. Полоса полного затмения на этот раз «удачно» пройдет через крупные стационарные обсерватории, расположенные на Кавказе в Кисловодске и в станице Зеленчукская. За две с половиной минуты, когда Луна полностью закроет солнечный диск, российские астрономы рассчитывают получить новые данные, в том числе, о солнечной короне, которая из космоса инструментально практически не наблюдается.

Подготовку обсерваторий к наблюдению редкого природного явления директор Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАH Александр Степанов назвал своеобразной репетицией международного гелиофизического года в 2007-2008 году. Как он сообщил на брифинге в Санкт-Петербурге, в крупномасштабных наблюдательных экспериментах по программе Международного гелиофизического года Россия задействует 96 астрономических обсерваторий и станций наблюдения, расположенные в 10 часовых поясах.

В проекте, инициированном ООН, будут участвовать национальные научные сообщества из 191-й страны. Среди ключевых задач программы Александр Степанов (выступающий научным координатором со стороны России и стран СНГ) назвал уточнение механизмов взаимодействия земной атмосферы с солнечными и гелиосферными явлениями. Он напомнил, что предыдущий Международный геофизический год проводился в 1957 году с участием ученых из 60 стран.
Хотя на 2007-й приходится минимум солнечной активности, именно в этот период весьма хорошо будут прослеживаться малоизученные области Солнца. Не исключены, как это происходило на спаде активности Солнца в 2005-м, вспышки на светиле. Особое внимание будет уделено «коронарным дырам» (темные образования, часто возникающие на левой стороне Солнца – области низкой плотности, расширяющиеся по мере приближения к поверхности – ред.). Из них, как установлено, берет начало солнечный ветер.

Российская программа исследований в рамках Международного гелиофизического года включает два самостоятельных раздела – космические и наземные исследования. Среди ключевых элементов первого из них Александр Степанов выделил космические проекты Коронас, Резонанс, Компас и программы на МКС, а также вузовскую программу экспериментов по изучению Солнца с помощью научно-образовательного микроспутника МГУ «Татьяна» (см. также http://www.nkj.ru/news/342/). В рамках наземной программы будут модернизированы солнечные обсерватории в Кисловодске и на Байкале, отлаживается крупнейший российский радиотелескоп РАТАН-600, наземные геофизические обсерватории.

Программные эксперименты в рамках гелиофизического года обойдутся федеральному бюджету в 30 млн. руб., десятая часть которых будет адресована Пулковской обсерватории, как ведущему национальному центру в области физики Солнца.

Автор: Николай Крупеник