Какие противовоспалительные помогают от депрессии?

Лекарства, подавляющие сигналы воспалительных белков, не только снимают ненужное воспаление, но и ослабляют симптомы депрессии.

Часто говорят, что депрессия и воспаление взаимосвязаны, что одно усиливает другое. Но в таком случае, вероятно, противовоспалительные средства должны ослаблять симптомы депрессии.

Спасение от депрессии стоит поискать в противовоспалительных лекарствах. (Фото Skitterphoto / pixabay.com/.)

Действительно, они так и работают, но далеко не все. По словам исследователей из Кембриджа, опубликовавших в Molecular Psychiatry обзорную статью про противовоспалительные антидепрессанты, обычный ибупрофен, например, тут не поможет. Воспаление – очень сложная иммунная реакция, в которой участвует множество разнообразных клеток и молекул, среди которых есть липиды под названием простагландины и белки под названием цитокины. Противовоспалительные свойства ибупрофена заключаются в том, что он подавляет синтез простагландинов, однако для того, чтобы уменьшить не только воспаление, но и депрессию, нужно действовать через цитокины.

Авторы работы проанализировали результаты нескольких клинических работ, в которых участвовало более 2 300 человек, лечившихся от разных аутоиммунных расстройств. Воспаление, вообще говоря, включается при инфекции, при вторжении в организм чего-то чужеродного; однако бывает так, что иммунная система начинает воспринимать собственные клетки организма как чужие, так что в результате органы и ткани наполняются воспалительными сигнальными молекулами, синтезированными совершенно без всякого повода.

При аутоиммунных расстройствах такие ложные сигналы стараются подавить, уменьшить их силу, что значит – уменьшить уровень пресловутых цитокинов. В тех клинических исследованиях целью врачей были именно иммунные неполадки, однако одновременно во время терапии фиксировали и общее состояние пациентов. Некоторым давали настоящие антицитокиновые препараты, некоторым – плацебо, и оказалось, что у тех, кто принимал настоящие лекарства, симптомы депрессии заметно слабели. Более того, противовоспалительные лекарства часто помогали в первую очередь против депрессии, тогда как аутоиммунные симптомы оставались без изменений.

Из медицинской практики известно, что обычные антидепрессанты хуже всего помогают тем, у кого повышен уровень цитокинов, так что противовоспалительные средства, которые действуют на эти сигнальные белки, могли в таких случаях спасти ситуацию. Однако, прежде чем пускать их в клинику, нужно провести специальные исследования для оценки антидепрессантного эффекта именно таких препаратов.