Домашние собаки как экологическая проблема

По предварительным оценкам, из-за собак с лица Земли исчезло 10 видов животных – что, однако, сильно меньше, чем число истреблённых кошками и грызунами.

Инвазивными видами называются те, которые, каким-то образом попав в чужую экосистему, начинают в ней всё портить: не имея на новом месте естественных врагов, пришлые растения и животные попросту вытесняют «аборигенов».

(Фото dimitrisvetsikas1969 / pixabay.com.)

Обычно захватчикам вольно или невольно помогает человек – именно путешественники чаще всего помогают инвазивным видам прийти туда, где их никогда не было. И в большинстве случаев речь идёт о каких-то насекомых или ядовитых существах; одни из самых известных и самых опасных видов – это аргентинский муравей, распространившийся из Южной Америки по всему миру, и южноамериканская жаба ага, терроризирующая Австралию.

Однако есть животные, которых редко называют инвазивными, но которые, тем не менее, блуждают по миру вместе с человеком, попутно уничтожая всех, с кем могут справиться. Речь идёт о грызунах, кошках и собаках (под грызунами здесь имеются в виду не домашние крысы, а те, которые живут вполне вольной жизнью, стараясь всё же быть поближе к человеку с его едой). Благодаря человеку и грызуны, и кошки с собаками живут в весьма благоприятных условиях, свободно размножаются и свободно охотятся на птиц и зверей, либо оставаясь при этом домашними, либо переходя к полудикому образу жизни и пытаясь прокормиться самим. Про кошек мы уже как-то писали: ежегодно они истребляют от 1,4 до 3,7 млрд птиц и от 6,9 до 20,7 млрд мелких млекопитающих; по некоторым оценкам, из-за них с Земли полностью исчезли 63 вида животных. Грызуны истребили больше – 75 видов.

В последнее время у экологов руки дошли и до собак: как пишут в журнале PNAS исследователи из Университета Дикина, псы «съели» 10 видов, а ещё 156 подвергаются из-за них серьёзной угрозе. Может показаться, что 10 видов – совсем не то, что 75 у грызунов и 63 у кошек. Однако, по словам Изабелы Вержбовски (Izabela Wierzbowska) из Ягеллонского университета, такая скромная цифра связана, скорее всего, с тем, что пока слишком мало работ сделано на эту тему, и что далеко не всегда специалисты могут адекватно оценить «собачий» вред. В статье в Biological Conservation Вержбовска и её коллеги пишут, сколько погибших из-за псов животных они насчитали в польских охотничьих хозяйствах; при этом учитывали и те убийства, что совершили специальные служебные собаки, и те, что совершили бесхозные «друзья человека».

В итоге с 2002 по 2011 набралось в среднем 33 000 случаев гибели диких животных плюс примерно 280 случаев, когда погибал кто-то из домашнего скота или птицы; и скорее всего, по мнению авторов работы, действительная цифра ещё выше, так как вряд ли егеря учитывали все случаи нападения бродячих собак. Жертвы были преимущественно невелики по размеру, вроде барсука, зайца или тетерева, однако псы, в отличие от кошек (и, разумеется, грызунов), покушались и на более крупных зверей, вроде оленя или кабана. Порой среди тех, кого удалось убить собакам, попадались такие виды, на которые запрещено охотиться – но бродячим псам, понятно, разъяснить этот запрет вряд ли возможно.

Всё же подобный ущерб от собак кажется пока несущественным, особенно по сравнению с теми же кошками и грызунами. Большее беспокойство вызывают инфекции, которые они переносят, вроде собачьей чумки, которая поражает не только собак, но вообще многих хищников, и бешенства. В Индии, например, где улицы заполнены бесхозными собаками, от бешенства ежегодно умирают 20 000 человек – на фоне такой статистики кажутся уже не столь значительными природоохранные проблемы, связанные с исчезновением видов.

По материалам ScienceNews.