Тасманийские дьяволы становятся устойчивы к раку

Среди тасманийских дьяволов распространяются гены, которые, по-видимому, защищают их от смертельной лицевой опухоли.

От онкозаболеваний страдают не только люди, но и животные, причём главная особенность животных опухолей в том, что они обычно заразны. Недавно мы писали о лейкемии двустворчатых моллюсков, чьи злокачественные клетки каким-то образом путешествуют между особями. Более известные виды раков такого рода – трансмиссивная венерическая саркома собаки и лицевая опухоль тасманийского дьявола, которые передаются при непосредственном контакте.

Тасманийский дьявол. (Фото Carl Johan Heickendorf / https://www.flickr.com/photos/7823190@N03/15209360683.)

Экологов лицевая опухоль тасманийского дьявола волнует особо, потому как дьявол – довольно редкое сумчатое, и, учитывая 100-процентную смертность заболевших зверей, а также то, что опухоль есть почти во всех «дьявольских» популяциях, можно предвидеть скорое исчезновение его как вида.

Однако, вопреки всем предположениям, тасманийский дьявол чувствует себя хотя и неважно, но всё же не так плохо, как ожидалось. Оказалось, что у него появилась устойчивость к заболеванию. Природу этой устойчивости попытались выяснить Эндрю Сторфер (Andrew Storfer) и его коллеги из Университета штата Вашингтон, Университета Тасмании и Университета Айдахо.

Они проанализировали ДНК без малого трёх сотен особей из трёх разных мест Австралии, сравнивая состояние геномов до и после того, как в популяции появлялась опухоль. Выяснилось, что во всех трёх популяциях заболевание повышало частоту определённых генетических последовательностей в одних и тех же участках ДНК. Эти последовательности включали в себя семь генов, пять из которых имеют отношение к иммунной системе и к онкологическим процессам. Уточним, что речь идёт не о появлении новых генов, но о преимущественном распространении определённых версий генов. Например, у одного и того же иммунного гена может быть версия А и версия Б – такие версии называются аллелями – и вот при появлении заболевания в популяции стали выживать те дьяволы, у которых была версия Б. Подробно результаты исследования описаны в статье в Nature Communications.

Очевидно, те версии генов, которые приобрели среди тасманийских дьяволов особую популярность, как-то повышают устойчивость животных к раку, но как именно, ещё предстоит выяснить, и авторы работы сейчас начинают серию экспериментов, в которых надеются выяснить непосредственные функции этих предположительно противораковых генов. Генетический анализ был проделан только для шестой части генома тасманийского дьявола, и не исключено, что в остальных пяти шестых есть ещё какие-то гены, позволяющие животным противостоять болезни.

Пока же стоит отметить примечательный факт: нам удалось наблюдать эволюционную борьбу против довольно опасного заболевания, и борьбу, судя по всему, небезуспешную. Вполне может быть, что изучение дьявола и его опухоли подскажет нам какие-то идеи для борьбы с нашими, человеческими разновидностями рака.