Сахар против атеросклероза

Углеводы циклодекстрины тормозят развитие новых атеросклерозных бляшек в сосудах и помогают рассасываться старым.

Нарушения в обмене веществ могут привести к атеросклерозу: на стенках кровеносных сосудов формируются жировые отложения, которые разрастаются в крупные атеросклеротические бляшки, состоящие из холестерина, соединительнотканных белков, кальция, иммунных клеток и т. д. Чтобы этого не случилось, советуют правильно питаться, в частности, не налегать на жирное и сладкое – потому что избыток сахара может привести к диабету, а повышенный сахар в крови при диабете стимулирует формирование пресловутых бляшек.

Атеросклерозные бляшки могут закрыть просвет кровеносного сосуда более чем наполовину. (Фото Carol & Mike Werner / Visuals Unlimited / Corbis.)
Просвет сосудов у мышей, больных атеросклерозом, которые не получали циклодекстрин (слева) и которым делали подкожные инъекции циклодекстрина. (Фото S. Zimmer et al., / Science Translational Medicine 2016.)

Однако сахар сахару рознь – как выяснили исследователи из Боннского университета, углеводы циклодекстрины предотвращают развитие атеросклероза. Циклодекстрины получаются при ферментативной обработке крахмала и с химической точки зрения представляют собой кольцо из нескольких молекул обычной глюкозы. Используют их в самых разных областях, от пищевой и косметической промышленности до фармацевтики и биотехнологии; с помощью этих углеводов делают антигрибковые препараты, синтезируют гормоны, их даже добавляют в освежители воздуха.

В статье в Science Translational Medicine говорится, что регулярные подкожные инъекции одного из циклодекстринов на 45% уменьшают размер старых атеросклеротических бляшек и предотвращают появление новых – несмотря на то, что мыши, на которых ставили опыты, были, во-первых, генетически предрасположены к атеросклерозу, и, во-вторых, продолжали сидеть на жирной диете. Мы говорили, что болезнь развивается при активном участии иммунных клеток макрофагов: избыток жира откладывается в виде так называемых холестериновых кристаллов, заставляющих макрофагов запустить воспалительную реакцию, из-за которой бляшки на стенках сосудов растут ещё сильнее. Так вот, оказалось, что циклодекстрин разжижает холестериновые кристаллы, одновременно уменьшая уровень воспаления и стимулируя переход холестерина из крови в печень – под действием циклического углевода повышается активность гена LXR, помогающего утилизировать жиры.

Хотя циклодекстрины, как было сказано, разрешены к использованию в фармацевтике и пищевой промышленности, их всё равно надо будет проверить на побочные эффекты в клинических исследованиях. С одной стороны, результаты некоторых прошлых экспериментов на животных говорят о том, что они вредят слуху (хотя как раз в вышеописанной работе никакой глухоты с мышами не случилось). С другой стороны, не вполне ясно, как отреагирует печень, если в неё вдруг пойдёт поток холестерина, который до этого сидел в бляшках. Хочется думать, что тут всё решается правильным подбором дозировки, и в скором времени циклодекстрины либо сами по себе, либо в комплексе с другими антиатеросклерозными веществами войдут в повседневную медицинскую практику.

По материалам ScienceNews.