Переменная звезда – рекордсмен

Российские астрономы с помощью созданной в МГУ глобальной сети роботов-телескопов МАСТЕР обнаружили звезду с рекордным периодом переменности блеска.

Большой коллектив астрономов из МГУ и ряда обсерваторий в течение нескольких лет проводил наблюдения звезды TYC 2505-672-1 из созвездия Малого Льва, у которой сильно изменилась яркость. Внимание исследователей привлекли очень большой период переменности – 69 лет и необычные характеристики явления. Статья с результатами работы  принята к публикации в журнал Astronomy&Astrophysics.

Сеть телескопов-роботов МАСТЕР МГУ.
Автоматический телескоп «МАСТЕР-II» на Канарских островах (Источник: www.pereplet.ru).
Автоматический телескоп «МАСТЕР-II» в Южно-Африканской республике (Источник: МГУ).
Робот-телескоп МАСТЕР, созданный усилиями ученых ГАИШ МГУ имени М.В. Ломоносова. (Источник: www.pereplet.ru)

Яркая звезда-гигант в созвездии Малого Льва с каталоговым номером TYC 2505-672-некоторое время тому назад перестала светить, и астрономы посчитали, что она прекратила свое существование. Но три года тому назад команда российских ученых, работающая с глобальной сетью роботов-телескопов МАСТЕР, обнаружила, что звезда не потухла, просто ее яркость уменьшилась почти в 100 раз. В этом не было ничего необычного, такое в астрономии встречается. Однако попытки понять причины такого сильного падения светимости не увенчались успехом. Ни одна из высказанных гипотез не нашла подтверждения в полученных  данных.

Первоначально наиболее правдоподобной казалась идея о том, что звезда «спряталась» за выброшенным ею газопылевым облаком. Такое вполне возможно в ходе эволюции красных гигантов. Однако фотометрические исследования не выявили покраснения звезды, подобного покраснению солнечного диска перед закатом, когда солнечным лучам приходится проходить большее расстояние через атмосферу. Это происходит из-за того, что рассеивание электромагнитных волн при прохождении через среду увеличивается с уменьшением длины волны.

В мире звезд подобные затмения характерны для двойных звезд, где две звезды вращаются вокруг общего центра масс. Периодически менее яркая звезда просто заслоняет собой более яркого компаньона. Однако в данном случае проблема была в том, что наблюдалось практически полное затмение звезды-гиганта, которая примерно в три с половиной раза больше Солнца. Если вторая звезда светит в сто раз слабее, то она не может иметь размеры, достаточные для осуществления затмения. Кроме того, диск темной звезды непрозрачен, и должен наблюдаться только ее спектр излучения. Однако после падения светимости спектр звезды остался тем же. К тому же ранее эта звезда не относилась к классу переменных.

За звездой стали внимательно следить и обнаружили, что она стала восстанавливать свою светимость и в октябре 2014 года вернулась к своему обычному уровню блеска. Одновременно голландский астроном Рольф Янсен из Аризонского университета обнаружил, что точно такое же падение блеска звезды происходило в 1942-1945-х годах. Таким образом, исследователи имели дело с переменной звездой с периодом переменности равным 25245 суткам, то есть примерно 69 годам. Это рекордное значение среди всех известных переменных звезд. До этого  самым длительным интервалом между затмениями обладала звезда эпсилон Возничего. Ее затмения повторяются через 9890 суток, то есть чуть больше, чем через 27 лет.

В данной работе астрономы высказали гипотезу, что наблюдаемые свойства этой системы лучше всего можно объяснить затмением  красного гиганта  большим облаком (диском) мелких частиц, окружающих невидимый спутник. Хотя, возможно, это не окончательное объяснение. Исследования будут продолжаться, ведь двойные звездные системы с большими орбитальными периодами представляют собой важные объекты для современной звездной астрономии, поскольку их параметры характеризуют возмущения в гравитационном поле Галактики. А с периодами более десяти лет пока известно только семь систем.

Сеть телескопов-роботов МАСТЕР МГУ создана под руководством профессора Владимира Липунова (МГУ) для открытия и исследования самых мощных взрывов во Вселенной — гамма-всплесков (процессов, сопровождающих образование черных дыр и нейтронных звезд), а также термоядерных вспышек на белых карликах, вспышек ядер галактик и квазаров.

Телескопы МАСТЕР уже обнаружили более 1000 вспышек, расположенных на расстояниях от нескольких сотен световых лет до миллиарда световых лет и  несколько потенциально опасных астероидов. Телескопы сети находятся под Благовещенском, Иркутском, Кисловодском, на Урале, в Подмосковье, а также в Аргентине, Южно-Африканской республике и в Испании (на Канарских островах).

По материалам пресс-релиза МГУ