Чтоб не болела голова у зрителя

Почему  после просмотра 3D-фильмов  может ухудшаться самочувствие? Специалисты из МГУ создали компьютерную программу, которая сканирует фильм, выявляя дефекты,  мешающие нормальному просмотру.

В отличие от традиционного «двумерного» кино просмотр 3D-фильмов способен вызвать у части зрителей головную боль и другие неприятные симптомы.

Дмитрий Ватолин со своей командой.
Анаглифическое стереоизображение. Хорошо видны разноцветные «копии» предметов (Источник: Pixabay).
Анаглифические очки (Источник ru.wikipedia.org)
Поляризационные очки (Источник ru.wikipedia.org)

За восемь лет работы команда исследователей из лаборатории компьютерной графики и мультимедиа факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ во главе с Дмитрием Ватолиным выявила более пятнадцати основных причин этого явления.

 Но главным своим достижением они считают разработку программы, названной ими «метрикой», позволяющей при сканировании фильма обнаруживать присущие ему недостатки. Всего с помощью метрики было проанализировано 105 стерео-дисков Blu-ray. О результатах этого исследования Ватолин рассказал на проходившей в феврале в Сан-Франциско 27-ой ежегодной конференции Stereoscopic Displays and Applications.

Все дело в самом принципе получение стереоскопического эффекта. Чтобы получить такой эффект, каждый глаз должен видеть свое изображение, сформированное в соответствии с тем, как видят реальный мир глаза человека. Мозг совмещает эти изображения, получая объемную картинку. Плохое самочувствие возникает, когда изображения имеют дефекты, из-за которых  у мозга возникают трудности совмещения двух изображений.

Технические причины этого явления можно разделить на две группы. К первой относятся недостатки оборудования для просмотра 3D-фильмов. Здесь и низкое качество стерео очков и проекторов, снижающее качество видимой картинки, и проблемы самих методов их показа. Так, при анаглифическом методе получения стереоэффекта изображения для левого и правого глаза различаются по цветам, а в очки вставляются специальные светофильтры (как правило, для левого глаза — красный, для правого — синий), благодаря которым каждый глаз видит только свое изображение. Но при этом изображение получается темнее и оба глаза видят разные цвета, чего не бывает в реальной жизни. Страдает и цветопередача изображения, формируемого мозгом.

Этого недостатка лишен метод, использующий способность поляроидов пропускать свет только с определенным направлением поляризации. При этом на экран проецируются два изображения в свете с перпендикулярными поляризациями, а в очки вставляются соответствующие поляроидные фильтры. Но здесь появляется необходимость держать голову ровно, поскольку при наклонах начинает проникать сигнал, предназначенный для другого глаза.

Свой недостаток имеют и активные очки, попеременно открывающие изображения для каждого глаза. Режим, когда изображение в каждый момент времени видит только один глаз, сильно утомляет мозг. К тому же многие видят мерцания.

Другой вид дефектов связан с недостатками самого фильма. Это различные «незапланированные» отличия картинок для глаз. В первую очередь это неправильный ракурс (направление), под которым снимается вторая картинка. Но могут быть и геометрические искажения, отличия в масштабе, временные сдвиги при наложении, разница в цвете и т.д. Именно эти дефекты способна выявлять созданная группой программа.

Насколько важны подобные исследования, говорит тот факт, что дефекты были обнаружены в 21% исследованных 3D фильмов. А в соответствии с опросом, проведенным в 2011 году французским интернет порталом lesnumeriques.com, лишь 33% опрошенных смотрят такие фильмы не испытывая никаких проблем. Около 27% испытывают определенный дискомфорт, 22% жалуются на ухудшение самочувствия, а 7% даже испытывают сильную головную боль. Остальные 11% отмечают иные симптомы ухудшения самочувствия. Сам же Дмитрий Ватолин полагает, что практически все, смотревшие 3D-фильмы, сталкивались с дискомфортом.

После феноменального финансового успеха «Аватара» (2009), ставшего самым кассовым фильмом мирового кинопроката, в мире начался настоящий бум 3D кинематографа. Качество многих фильмов не слишком высоко, хотя имеется тенденция к улучшению. А пока, «если вы хотите качественного 3D сейчас, то выбирайте высокобюджетные фильмы и залы с дорогим оборудованием. Желаю всем поменьше головной боли!» – говорит Дмитрий Ватолин.

По материалам МГУ имени М.В. Ломоносова

Автор: Алексей Понятов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее