В чём причина детской пищевой аллергии

Пищевая аллергия развивается из-за слишком активных иммунных клеток, которые появляются у человека уже к моменту его появления на свет.

Многим людям приходиться остерегаться в своей еде орехов, яиц, грибов – молекулы, которые содержатся в этих продуктах, иммунитет расценивает как потенциально опасные и начинает с ними бороться. И если человек съест что-нибудь такое, он получит приступ пищевой аллергии. Чаще всего от неё страдают дети, хотя и многие взрослые вынуждены всю жизнь внимательно читать состав продукта на упаковке и спрашивать в гостях, из чего сделано то или иное блюдо. Меры предосторожности необходимы – сильный аллергический приступ может довести до летального исхода.

Иммунные клетки макрофаг (слева) и моноцит (справа), поедающие бактерий. (Фото Dennis Kunkel Microscopy, Inc. / Visuals Unlimited / Corbis.)
Тест на пищевую аллергию – аллергены разного рода наносятся на кожу, чтобы проверить, не проявится иммунная реакция. (Фото Astier / BSIP / Corbis.)

Но, как мы сказали, чаще всего пищевая аллергия возникает в раннем возрасте, и, по данным масштабного исследования, которое проводилось в США и в котором участвовали около 6 млн больных детей, начинается она едва ли не во младенчестве. Аллергия означает, что в иммунной системе есть неполадки, связанные с регуляцией воспаления: Т-лимфоциты, отвечающие за подавление иммунного ответа, не выполняют как следует свою задачу. В результате иммунитет становится слишком агрессивным, слишком бдительным, что и приводит к аллергическим и аутоиммунным реакциям. Анализ крови, которую брали из пуповины, показал, что если у новорождённых мало таких регуляторных Т-клеток и повышена концентрация воспалительных сигналов, то в будущем у них, скорее всего, разовьётся та или иная форма пищевой аллергии. Однако полной картины того, откуда она берётся, эти данные не дают.

Юй Ся Чжан (Yuxia Zhang) из Института медицинских исследований Уолтера и Элизы Холл и её коллеги из других научно-медицинских центров Австралии сообщают в своей статье в Science Translational Medicine, что толчок к развитию пищевой аллергии дают моноциты – так называют иммунные клетки, способные активно поедать инфекцию и активно синтезирующие сигнальные белки, которые регулируют работу других иммунных клеток. Анализируя кровь у более чем тысячи новорождённых, авторы работы заметили, что если моноциты у ребёнка были особенно многочисленны и особенно активны, то к концу первого года жизни у него возникали признаки аллергии на яйца, орехи, коровье молоко и т. д. (Повышенная активность клеток проявлялась в том, что они с большей силой реагировали на молекулы бактериального происхождения.)

Выше мы говорили, что у детей с пищевой аллергией плохо работают Т-клетки, чья задача – сдерживать иммунную реакцию. Оказалось, что тому виной как раз моноциты: они подают Т-клеткам особый сигнал, так что те, вместо того, чтобы сдерживать атаку, превращаются в другой вид Т-лимфоцитов, которые, наоборот, усиливают защитный ответ на так называемое «чужеродное вещество». Иными словами, слишком активные клетки моноциты привлекают на свою сторону других иммунных игроков, и в результате получается аллергия: иммунитет начинает активно преследовать не только бактерии, не только инфекцию, но и безобидные пищевые молекулы и частицы. Взаимодействие иммунных клеток изучали в искусственной системе, но в ближайшее время, вероятно, удастся подтвердить, что то же самое (в смысле обмена сигналами и «привлечения сторонников») происходит и в натуральных условиях, то есть в детском организме.

Нельзя сказать, что теперь мы окончательно знаем, откуда берётся пищевая аллергия у детей. Агрессивные моноциты, очевидно, представляют собой самый начальный этап её развития, но почему они становятся такими агрессивными? Может быть, тут играют свою роль генетические факторы, формирующие иммунитет младенца, может быть, всё дело в том, что мать во время беременности съела что-то такое, что сделало иммунные клетки плода слишком активными. Но, так или иначе, новые данные позволяют уже сейчас попытаться создать какое-нибудь средство, которое позволило бы удерживать детские иммунные клетки от чрезмерной активности и тем самым предотвратить развитие пищевой аллергии.