Обзор недели. Птицы

«Бабушкин» иммунитет у голубей, ожирение из-за трудного детства у скворцов, пара новых сов и птичий ответ глобальному потеплению – что мы узнали за минувшую неделю о птицах.

В конце этой недели мы решили окинуть беглым взором птиц: что любопытного было опубликовано про них в научных журналах? Птицы, конечно, не то что сердце, о котором мы говорили неделю назад, их изучают не столь интенсивно, однако всё же достаточно, чтобы составить небольшой обзор.

Голуби каким-то образом передают приобретённую иммунную память своим внукам. (Фото DLILLC / Corbis.)
Птенцы, которые недоедали в детстве, в зрелом возрасте становятся слишком жирными. (Фото Roy Morsch / CORBIS.)
Большие синицы жертвуют едой ради любви. (Фото Grzegorz Lesniewski / NiS / Minden Pictures / Corbis.)
Болотная сова. (Фото Tim Fitzharris / Minden Pictures / Corbis.)
Обыкновенные сипухи. (Фото Flip de Nooyer / Minden Pictures / Corbis.)

Тот, кто ждёт, что мы сейчас начнём говорить про экологию, про миграции, про сезонные перелёты, сильно ошибается – начнём мы с иммунитета. Обычные голуби сумели удивить исследователей из Сорбонны, которые обнаружили, что птицы могут передавать приобретённую иммунную память через три поколения. Эксперимент был достаточно прост: самкам голубей вводили гемоцианин, который работает переносчиком кислорода в крови у некоторых беспозвоночных; в ответ птичий иммунитет вырабатывал антитела к чужеродному белку.

Параллельно другой группе птиц вводили простой безбелковый солевой раствор для контроля, у тех и у других измеряли силу иммунного ответа. Потом у этих особей появились птенцы – второе поколение, а потом и у второго поколения появились птенцы – уже третьего поколения. Когда третьему поколению голубей ввели тот же гемоцианин, оказалось, что реакция иммунитета сильнее у тех, чьи бабушки тоже его получали. Как происходит такая передача иммунной памяти через поколение, непонятно.

Можно было бы предположить, что антитела от родителей проникают в созревающие яйца и там как-то настраивают формирующуюся иммунную систему, однако в яйцах никаких иммунных странностей после инъекций гемоцианина найти не удалось. Возможно, здесь играют роль не сами антитела, а гормоны или, например, некие питательные вещества. Результаты опубликованы в Biology Letters. Конечно, сразу возникает вопрос о настоящих инфекциях: могут ли птицы передавать внукам иммунную информацию о болезнях – и, самое главное, нет ли похожего феномена у млекопитающих и у человека.

Многие слышали, что стресс, перенесённый в детстве, накладывает отпечаток на всю жизнь, проявляющийся как в психологических особенностях, так и в физиологии. Это относится не только к человеку, пожизненное влияние раннего стресса, по-видимому, общебиологический закон. Работа биологов из Университета Ньюкасла, опубликованная в Animal Behaviour – лишнее тому подтверждение: они выяснили, что птицы (речь идёт об обыкновенных скворцах), которым, будучи птенцами, приходилось конкурировать за еду со своими братьями и сёстрами, склонны потом набирать больший вес.

В детстве они хуже росли, потому что им приходилось тратить много энергии на то, чтобы обратить на себя внимание родителей, на то, чтобы как-то поделить еду с другими, да и не всегда им что-то доставалось от принесённого родителями угощения. Если же такие птенцы выживали и становились самостоятельными, то они как будто сохраняли на всю жизнь память о полуголодном детстве, и потому с большим усердием искали еду. И ели опять же больше – соответственно, жира в теле у них накапливалось больше, нежели у более благополучных братьев и сестёр. Связь между стрессом в детстве и последующими особенностями поведения тут довольна очевидна: кого недокармливали в гнезде, старается возместить это, став взрослым. Здесь трудно не провести аналогию с людьми: может, у многих из нас проблема избыточного веса тоже уходит корнями в не слишком счастливое детство?

Продолжая тему еды – очень трогательное наблюдение сделали орнитологи из Оксфорда: оказывается, большие синицы (Parus major) готовы ждать своих супругов, пока те кормятся, даже если для них самих еды рядом нет. Птицам организовали несколько кормушек, в которые можно было проникнуть по радиосигналу, если твой сигнал совпадал с паролем к кормушке. Пары синиц снабжали соответствующими радиоустройствами, причём в одних случаях самцу и самке выдавали одинаковый пароль, а в других – разный. Если птицы в паре получали разные пароли, то они не могли войти вместе в одну кормушку, кому-то приходилось оставаться снаружи. Как пишут в Current Biology Бен Шелдон (Ben C. Sheldon), Дэмиэн Фарин (Damien R. Farine) и их коллеги, в парах с несовпадающими радиопаролями птицы довольно долго ждали своего партнёра, хотя вполне могли отправиться поискать себе собственную еду. Если на миг впасть в антропоцентризм, то можно сказать, что синицы жертвовали едой ради любви.

На самом деле биологи знают, что многие птицы кормятся только в стае, даже если еды мало. Сейчас же это удалось показать экспериментально. В таком поведении свои плюсы: например, в компании есть кому оповестить о приближении опасности, а если ты обедаешь один, то тебе же и приходится следить за хищниками. Социальные связи – крайне важная вещь и в животном мире тоже, так что ради них можно пожертвовать некоторой личной выгодой. И опять же, некоторые аналогии с человеческими отношениями напрашиваются сами собой; как видим, изучение птиц может наводить на мысли самого широкого плана, выходящие за пределы собственно орнитологии.

Теперь же перейдём к сугубо «птичьим» новостям, без далеко идущих аналогий. Исследователи из Техасского университета в Остине пишут в Proceedings of the Royal Society B, что форма птичьего крыла определяется не столько манерой полёта, сколько его эволюционной историей. Сравнивая строение крыльев разных видов пернатых, орнитологи заметили, что у родственных видов и крылья будут похожи, даже если они используют их по-разному: в качестве примера можно привести альбатросов, пингвин и гагар, эволюционно родственных друг другу и обладающих похожей формой крыльев. По словам авторов работы, чем раньше виды или группы видов разошлись от общего предка, тем больше различий в форме их крыльев; исключение образуют только Воробьинообразные и Курообразные, которые в эволюционном смысле довольно далеко отстоят друг от друга, но у которых, тем не менее, похожие крылья. Образ жизни, стиль полёта, конечно, влияют на развитие крыла, однако пока что характерные черты эволюционного родства остаются более чем заметными.

Пример приспособляемости к потеплению климата продемонстрировали синеспинные лесные певуны, обитающие в горах Уайт-Маунтинс штата Нью-Хэмпшир. Одна из главных экологических проблем, связанных с климатическими переменами – рассинхронизация жизненных циклов у разных звеньев пищевой цепочки. В норме всё должно происходить согласованно: и появление листьев на деревьях, и появление насекомых на листьях, и появление на свет птенцов, которые питаются насекомыми. Если же деревья покрываются листвой раньше времени, то пик численности гусениц и вкусных личинок может пройти слишком рано, и вылупившиеся птенцы останутся голодными. А может, сами птицы тоже сдвинут своё расписание?

Именно так синеспинные лесные певуны и сделали: как сообщают экологи из Дартмутского колледжа в журнале Oikos, они просто стали гнездиться и откладывать яйца раньше. Несколько лет назад о том же самом писали исследователи из Оксфорда (те же самые Бен Шелдон и коллеги, о которых шла речь выше) – согласно их наблюдениям, большие синицы сдвинули сроки выведения птенцов на пораньше, чтобы совпасть с волной гусениц. Конечно, радует, что птицы могут приспособиться к потеплению, однако в таких случаях специалисты обычно всегда предупреждают, что пластичность поведения у животных имеет свои пределы, и с какого-то момента пернатые уже будут не в состоянии дальше двигать свой брачный график.

Напоследок о совах: группа чилийских исследователей из Университета Лагос сообщает на страницах ZooKeys, что чилийские и аргентинские популяции обыкновенной сипухи и болотной совы по генетическим параметрам уже настолько отличаются от сипух и болотных сов в других частях света, что их можно считать уже самостоятельными видами. Другие части света здесь – Северная Америка, Азия, Северная Европа; очевидно, генетические отличия возникли из-за того, что южноамериканским совам просто невозможно контактировать с европейскими и азиатскими популяциями (ни сипухи, ни совы не склонны к долгим миграциями с места на место). Новость сугубо специальная, имеющая значение для узких специалистов; но, по крайней мере, у нас есть повод порадоваться тому, что сов на свете стало больше.