На костях неандертальцев нашли следы нападения хищников

Неандертальцы были успешными охотниками, но иногда встречи с хищниками заканчивались трагически.

Неандертальцы жили охотой, а это опасное занятие. Нередко доисторические охотники сами становились чьей-то добычей. Статья, опубликованная в журнале Archaeological and Anthropological Sciences, рассказывает о том, кто из зверей мог покушаться на представителей на жизнь неандертальцев.

Нападение медведя на неандертальца. Рисунок: Yolanda González / iphes-noticies.blogspot.com.
Теменная часть черепа из Кова-Негра со следами хищника. Фото: IPHES. [ЭдгардКамарос] Эдгард Камарос. Фото: IPHES.

Выводы исследователей основаны на изучении 140 современных отчётов судмедэкспертов со всего мира, в которых описаны случаи нападений на людей львов, тигров, медведей, леопардов и прочих хищников. Эти отчёты сравнили с описаниями останков неандертальцев. Оказалось, что следы на костях древних людей и на костях современных людей часто совпадают.

В виде примера авторы работы приводят останки ребёнка-неандертальца из пещеры Кова-Негра (Валенсия, Испания), на черепе которого сохранились отметины от нападения крупного зверя. «Это указывает на важную роль хищников в человеческой эволюции», – считает ведущий автор исследования Эдгард Камарос (Edgard Camarós).

То есть, имея на руках отчёты современных судмедэкспертов, в дальнейшем можно будет легко определить, что за хищник оставил след на костях – характер травм в каждом случае отличается.

Напомним, что в последнее время наши представления о диете неандертальцев заметно изменились. Раньше было принято считать, что они были почти исключительно мясоедами. Предполагали даже, что такая узкая пищевая специализация неандертальцев была одной из причин их вымирания, потому что они не могли конкурировать со всеядными Homo sapiens.

Однако анализ копролитов, а также остатков крахмала, которые удалось найти на зубах неандертальцев, показало, что они ели и растения – некоторые травы, клубни и зёрна. В их рацион могли входить дикий горох, жёлуди, фисташки, дикие оливки, кедровые орехи, финики, ячмень. (Некоторые антропологи не исключают, что «человек неандертальский» умел варить еду.) Ели неандертальцы и голубей, причём птицеедами они стали задолго до того, как люди современного вида попробовали пернатую дичь.

По материалам Institut Català de Paleoecologia Humana i Evoluci? Social