Боль мужская и женская

Механизм возникновения болевых ощущений в некоторых случаях зависит от пола – потому что в женском и мужском организме  при этом задействованы разные иммунные клетки.

Мужская и женская физиология отличаются сильнее, чем мы думали – по крайней мере, у мышей: исследователи из Университета Макгилла и Университета Торонто обнаружили, что у самок и самцов возникновение болевых сигналов начинается с разных клеток.

Микроглиальные клетки мозжечка. (Фото soniclove2100 / Flickr.com.)
Иммунные клетки не только защищают организм от инфекций, но и помогают чувствовать боль – по крайней мере, у мышей. (На фото – Т-клетка человека). (Фото NIAID / Flickr.com.)

Боль говорит  о том, что с нами что-то не в порядке, а причиной непорядка может быть какая-то болезнь, инфекция, воспаление, так что не стоит удивляться тому, что иммунитет участвует в генерации болевых ощущений. Но собственно иммунных клеток в нервной системе нет (хотя здесь многие могут вспомнить недавнее сообщение о том, что в мозге нашли элементы лимфатической системы, по которой иммунные клетки как раз и путешествуют). Зато в мозге есть набор вспомогательных клеток, которые называют глией и которые, в свою очередь, делятся на клетки макроглии и микроглии. Функций у тех и у других масса, и вот как раз микроглиальные клетки довольно похожи на иммунные макрофаги: они могут захватывать и обезвреживать какие-то подозрительные частицы из окружающей среды.

В 2011 году Джеффри Могил (Jeffrey Mogil) и его сотрудники обнаружили, что у микроглиальных клеток есть толл-подобный рецептор 4. Такие рецепторы – характернейшая черта иммунных клеток, они играют ключевую роль во врождённом иммунитете, первыми реагируя на появление молекул и частей клеток микроорганизмов. Например, толл-подобный рецептор 4 узнаёт липополисахарид клеточной стенки бактерии, после чего в иммунной клетке срабатывает система сигналов, запускающая защитный ответ, включающий, в том числе, и воспалительную реакцию. Тот же рецептор, найденный на микроглиальных клетках, участвовал в формировании болевого сигнала, но – только у самцов, не у самок. Эти клетки пытались «отключить» тремя разными препаратами, а затем вызвать у животных невралгическую боль, но в результате её чувствовали только особи мужского пола. Результаты оказались те же и с мышами из других лабораторных линий. Возникал резонный вопрос, каков механизм болевых ощущений у самок.

Оказалось, что у женских особей здесь задействованы не микроглиальные, а настоящие иммунные клетки. Хотя мы и сказали выше о том, что у иммунитета нет доступа в нервную систему, в последние годы в ней стали находить В- и Т-клетки (что, разумеется, не значит, что их здесь раньше не было, просто прежде их не могли тут увидеть). Джеффри Могил с коллегами предположили, что именно они помогают самкам чувствовать боль. И действительно, когда самок лишали В- и Т-лимфоцитов, курсирующих по нервной системе, болевые ощущения переключались на микроглию, то есть запускался «самцовый» механизм. Но стоило только ввести обратно обычные иммунные клетки, как микроглия «по-самочьи» отключалась от болевых ощущений. Возможно, что различия возникают из-за тестостерона, которого у самцов больше, но так оно или не так, покажут дальнейшие исследования.

Следует подчеркнуть, что речь идёт не о боли вообще, а некоторых «внутренних» её разновидностях, например, о той, что возникает при рассеянном склерозе. Есть ли такое же различие в болевых механизмах у других животных, пока неясно; в перспективе авторы собираются проверить свои данные на иных видах зверей, включая приматов. Однако даже эти уже имеющиеся у нас результаты заставляют задуматься о том, как в целом проводятся медико-биологические эксперименты – ведь во многих лабораториях по тем или иным причинам предпочитают использовать мышей только одного пола. Можно ли говорить о том, что выводы в таких работах оказываются в некоторой степени искажены из-за «однополого» подхода?

С другой стороны, по словам Брэдли Тейлора (Bradley Taylor) из Университета Кентукки, если сейчас начать проверять всякий физиологичесий, биохимический и т.д. параметр на возможность потенциальных межполовых отличий, то и время, и стоимость научных исследований сильно возрастут. А между тем вряд ли стоит говорить, что такие отличия есть везде или же что они всегда могут быть значимы. Так что, очевидно, стоит сначала определиться, действительно ли в каком-то аспекте самцы отличаются от самок, а уж потом дальнейшие эксперименты планировать, исходя из полученного результата.

Однако в случае болевых ощущений разница, по-видимому, как раз есть: в 2012 году в Journal of Pain вышла статья, в которой говорилось, что женщины сильнее чувствуют боль, чем мужчины. Правда, то исследование было статистическим, и потому ничего не говорило о причинах и механизмах такого различия. Известно также, что 70% пациентов с хроническими болями – это женщины. Однако, вот парадокс, большая часть экспериментов на тему хронических болей до сих пор делалась с самцами – просто потому, что все думали, будто периодические колебания гормонального уровня у женщин могут смазать результаты, и мы в итоге ничего не узнаем про боль, так сказать, в чистом виде. Правда, буквально в прошлом году в журнале Neuroscience & Biobehavioral Reviews вышла работа, где были проанализированы данные ряда исследований, выполненных с как с самцами, так и с самками, и конечный вывод оказался таков, что влияние менструального цикла на самом деле сильно преувеличено – серьёзных расхождений между самцами и самками в смысле полученных от них результатов он не вызывает.

Что же до лекарственно-клинических последствий, то не стоит говорить, что современные обезболивающие годятся только для мужчин или только для женщин. Во-первых, как обстоят дела у людей, ещё нужно проверить, во-вторых, большая часть препаратов действует именно на нейронные механизмы передачи – а всё, о чём мы говорили выше, касается той стадии болевых ощущений, когда они ещё только формируются во взаимодействии иммунных и нервных клеток. Но, если у человека всё происходит точно так же, и если в будущем медики задумаются над тем, чтобы прервать хронические боли именно на иммунно-нейронном этапе, то тогда межполовые отличия непременно придётся учесть.

Результаты экспериментов опубликованы в Nature Neuroscience.