Как приятные воспоминания побеждают депрессию

С грустью и тоской лучше бороться не новыми впечатлениями, а старыми воспоминаниями – именно память о чём-то хорошем помогает избавиться от симптомов депрессии.

Наверняка многие в трудную минуту жизни слышали совет вспомнить или подумать о чём-нибудь хорошем, чтобы развеять тоску. И наверняка многие, последовав этому совету, чувствовали, что депрессия и впрямь исчезает. Как и почему так происходит, удалось узнать исследователям из Массачусетского технологического института под руководством Судзуми Тонегавы (Tonegawa Susumu).

Зубчатая извилина гиппокампа мыши. (Фото jsnsndr / Flickr.com.)
Нейроны зубчатой извилины гиппокампа. (Фото Jason Snyder / Flickr.com.)

Лаборатория Тонегавы уже много лет занимается изучением молекулярно-клеточных механизмов памяти, и результаты здесь удалось получить действительно выдающиеся. Совсем недавно мы писали о том, что Тонегаве вместе с коллегами удалось восстановить утраченные воспоминания, правда, пока только у мышей. Из других достижений лаборатории можно вспомнить эксперименты по внедрению ложной памяти и по смене эмоционального знака у воспоминаний, когда плохое воспоминание становилось хорошим.

Манипуляции с памятью стали возможны благодаря тому, что нейробиологи научились работать с энграммными клетками, которые служат своеобразными «ключами» к единицам хранящейся в мозге информации. Более того, сотрудники Тонегавы научились отличать, какие клетки за какие воспоминания отвечают. В своей последней работе, опубликованной в Nature, они устраивали самцам мыши свиданием с самкой – воспоминания о приятно проведённом времени откладывались в памяти животных, и исследователи потом могли активировать соответствующие клетки, которые «включали» эти воспоминания. (Клетки были снабжены фотобелком, который открывал ионные каналы и заставлял нейрон генерировать импульс, свет же в мозг мыши поступал через оптоволокно.)

Затем животным устраивали продолжительный стресс, который в итоге приводил к депрессии. Конечно, можно говорить о том, что человеческая депрессия – не чета животной, однако многие симптомы депрессивных состояний у нас и у животных схожи: например, депрессивный индивидуум, попав в трудную ситуацию, быстро сдаётся и не может получить удовольствие от того, что раньше приносило радость. Именно такими и становились мыши после долгого стресса – но, если у них активировали клетки, отвечающие за хорошие воспоминания, то депрессия чудесным образом исчезала, и животные вели себя, как будто ничего плохого с ними в последнее время не происходило.

Поначалу депрессия отступала лишь на то время, пока длилась искусственная активация, но, если нейроны регулярно активировали в течение пяти дней (дважды в день по 15 минут), то депрессия исчезала вообще. По словам авторов, для окончательной победы над депрессией требовалось появление новых нейронов в зубчатой извилине гиппокампа. Настроение у животных улучшалось при работе нейронной цепочки, связывающей энграммные клетки в гиппокампе, миндалевидное тело, которое служит центром формирования эмоций, и прилежащее ядро, которое часто называют центром удовольствия. Очевидно, новые нейроны нужны для того, чтобы поддерживать активность в этой антидепрессантной цепи.

Но, может быть, плохое настроение у мышей можно было поправить, просто устроив им свежие приятные впечатления? Как мы уже сказали, при депрессии радоваться чему-либо вообще не получается, и, даже если мышь получала удовольствие, её состояние не слишком улучшалось. Наиболее эффективными оказывались именно воспоминания о приятном прошлом. То есть атаковать грусть и тоску «снаружи», с помощью новых «разнообразных и позитивных» впечатлений, по большому счёту, бесполезно – депрессия просто не позволит им укорениться в мозге и они исчезнут без следа. Воспоминания же помогут восстановить работу нейронных структур, благодаря которым мы вообще получаем удовольствие от жизни.

Новые данные подтвердили правильность тех психотерапевтических методов, что пытаются вернуть пациентам радость с помощью глубинных экскурсов в прошлое. Проблема в том, что депрессия сама по себе препятствует думать о чём-то хорошем, что с нами когда-то произошло. Такой же оптогенетический трюк с искусственной стимуляцией приятных воспоминаний с человеком проделать не выйдет, так что остаётся надеяться на какие-то химические средства, которые могли бы актуализировать положительный жизненный опыт. Однако здесь нужно будет решать проблему специфичной стимуляции нужных нейронных цепей, а этого всё-таки проще всего достичь с помощью электродов, вживлённых прямо в мозг.