Десять видов, которые удивили мир в 2014 году

Паук-акробат, живородящая лягушка, «неоновый» моллюск и другие новые виды животных и растений, которые сумели удивить учёных в прошлом году.

Когда мы говорим, что существует более одного миллиона насекомых, или около 6 700 видов амфибий, или 10 560 видов птиц, то следует иметь в виду, что речь идёт только об известных видах, которые в буквальном смысле удалось подержать в руках. Полного реестра всего, что живёт на земле, до сих пор нет, и неизвестно, будет ли вообще – каждый год приносит тысячи новых видов живых существ из самых разных групп, от грибов до млекопитающих (об одноклеточных, о простейших мы уже и не говорим). Вот и в 2014 году биологам удалось описать 18 000 новых животных и растений. Среди них есть совершенно удивительные, и эксперты Международного института исследования видов опубликовали топ-10 – список существ, которые оказались самыми странными и неожиданными среди прочих (к слову, такой список они делают каждый год, начиная с 2008 г.). Разумеется, «странность» и «неожиданность» оцениваются по определённому критерию: мы не просто должно ахнуть, увидев очередную живую диковину – новый вид должен расширять наши представления о многообразии жизни.

Паразитическое растение Balanophora coralliformis. (Фото P.B. Pelser & J.F. Barcelona.)
Паук-акробат Cebrennus rechenbergi в угрожающей позе. (Фото Ingo Rechenberg, Technical University Berlin.)
Паук-акробат Cebrennus rechenbergi переворачивается на бегу. (Фото Ingo Rechenberg, Technical University Berlin.)
Dendrogramma enigmatica. (Фото Jørgen Olesen.)
Оса Deuteragenia ossarium. (Фото Michael Staab.)
Живородящая лягушка Limnonectes larvaepartus. (Фото Jimmy A. McGuire.)
Гигантский палочник Phryganistria tadaoensis. (Фото Dr. Bruno Kneubühler.)
Голожаберный моллюск Phyllodesmium acanthorhinum с неоновой расцветкой. (Фото Robert Bolland.)
«Незаметная» Tillandsia religiosa. (Фото A. Espejo.)
Torquigener albomaculosus, рисующий песчаные круги на морском дне. (Фото Yoji Okata.)
Песчаное гнездо Torquigener albomaculosus. (Фото Yoji Okata.)
Реконструкция птицеподобного динозавра Anzu wyliei. (Фото Mark A. Klingler, Carnegie Museum of Natural History.)

В «соревнование» включаются не только ныне живущие, но и вымершие виды, и в нынешнем топе один такой есть – это динозавр Anzu wyliei. Родовое имя он получил в честь Анзу, птицеподобного божества из месопотамской мифологии. Как можно догадаться, A. wyliei сильно походил на птицу: у него был беззубый клюв, ходил он на задних лапах, которые были похожи на птичьи, а тело его, скорее всего, было покрыто перьями. Сходство с птицами усиливается тем, что, по словам палеонтологов, анзу не только устраивал для яиц гнездо, но и насиживал их. Правда, размеры его были вполне динозавровыми: длина тела – 3-3,5 м, высота в бедре – 1,5 м, вес – около 200-300 кг. Найденный в прошлом году на территории Северной Америки, он стал одним из самых крупных птицеподобных ящеров. Жил A. wyliei 66 миллионов лет назад (в позднем мелу) и был, следовательно, современником тираннозавра и трицератопса.

Переходим к другому виду – паразитическому растению Balanophora coralliformis, растущему только на Филиппинах и только на юго-западном склоне горы Минган, на высоте между 1 465 м и 1 735 м. Нашли его по странным клубням, которые растение выставляет на поверхность; внешним видом клубни напоминают кораллы, благодаря чему и появилось видовое название – coralliformis. B. coralliformis не в состоянии осуществлять фотосинтез, так что ей приходится брать питательные вещества из корней других растений. Удалось найти всего 50 экземпляров, так что новый вид сразу попал в категорию тех, которые находятся под угрозой исчезновения.

Паук Cebrennus rechenbergi, обитающий в песках западной Сахары, попал в топ-10 благодаря удивительному акробатическому способу передвижения – когда ему угрожает серьёзная опасность, он переходит с обычного бега на непрерывное сальто-мортале, кувыркаясь через голову (как это происходит, можно посмотреть здесь). Так он развивает скорость в 2 м/с – надо думать, паук, стремительно катящийся по африканским дюнам, выглядит довольно эффектно. Причём бежит он навстречу опасности. Объяснить такую стратегию можно тем, что в пустыне скрыться довольно трудно, так что лучше попробовать как-то напугать нападающего, в том числе и довольно необычным поведением. Другая его особенность: своеобразные норы в виде вертикальных трубок, которые C. rechenbergi строит из песка и паутины и в которых прячется и от хищников, и от сильного солнца. Любопытно, что ещё до того, как паук получил официальное имя, был сделан робот, копирующий его способ передвижения.

Существо с именем Dendrogramma enigmatica похоже на обычный гриб, только весьма небольшой: с ножкой всего 8 мм длиной и шляпкой шириной около 11 мм. В действительности же на конце «ножки» есть отверстие, совмещающее функции рта и ануса, а в «шляпке» находится разветвлённая система пищеварительных каналов. Обнаружили дендрограмму на побережье Австралии, но по сей день зоологи не могут понять, что именно они нашли. Ясно одно – это точно не гриб. D. enigmatica похожа одновременно на Стрекающих (к которым относятся медузы) и на Ктенофор, или Гребневиков, при том, что характерных признаков, уникальных для того или другого типа, у нового вида нет. Кроме того, он напоминает ещё и останки некоторых существ из докембрийского периода. Не исключено, что в результате в таксономическое дерево придётся вводить новый тип, а появления настолько крупного таксона – явление не слишком частое. В общем, осталось только ждать генетического анализа, чтобы D. enigmatica перестала быть enigmatica, то есть «загадочной».

Об осе Deuteragenia ossarium мы писали – для своих личинок она запасает пауков, которых вместе с яйцами складывает в нескольких отделах продолговатого гнезда, а чтобы защитить его от разграбления, оса устраивает на входе в гнездо специальную камеру, которую набивает мёртвыми муравьями. Благодаря такой жутковатой заботе о потомстве она и получила видовое название ossarium, от слова «оссуарий» (русский аналог – «костница»), которое обозначает место для хранения скелетированных останков. Известно, что муравьи после смерти пахнут довольно долго, и что их запах заставляет других муравьёв отволакивать умерших подальше от муравейника. В осиных оссуариях наиболее часто попадаются муравьи Pachycondyla astuta – обычный и в то же время довольно агрессивный вид, обитающий там же, где и оса. По-видимому, D. ossarium маскирует свои гнёзда под кладбища P. astuta.

Ещё один вид, попавший в топ благодаря особенностям размножения и заботы о потомстве – лягушка Limnonectes larvaepartus, которую нашли на острове Сулавеси. Её головастики созревают не в икре, а прямо в теле самки. Среди земноводных случаи живорождения крайне редки, так что новый вид вполне справедливо был отмечен как «расширяющий наши представления о многообразии жизни». На нижней челюсти L. larvaepartus есть клыкообразный вырост, который амфибии, вероятно, используют для защиты и нападения.

Палочник Phryganistria tamdaoensis, найденный в Национальном парке Там Дао во Вьетнаме, достигает в длину 9 см. Это не самый длинный из палочников, рекорд принадлежит виду Phobaeticus chani, который был открыт в 2008 году и длина которого вместе с вытянутыми ногами может составлять 56,7 см (без ног – 35,7 см). Однако 9-сантиметровый P. tamdaoensis показывает, что такие размеры в принципе не есть что-то исключительное, и что гигантских палочников может больше, чем пара-тройка видов. Самое странное, что ему довольно долго удавалось скрываться от внимания энтомологов, которые довольно часто посещают парк Там Дао. Впрочем, как известно, внешний облик и поведение палочников как раз и рассчитаны на то, чтобы делать их как можно более незаметными – они способны подолгу оставаться неподвижными, делаясь похожими на сучок или ветку.

Следующий вид в топ-10, напротив, как раз весьма и весьма заметен, и попал в список благодаря своей удивительной внешности. У побережья Японии живёт небольшой (длиной всего около 2-2,5 см) голожаберный моллюск Phyllodesmium acanthorhinum, обладающий роскошным «неоновым» рисунком. Голожаберные моллюски относятся к Брюхоногим, то есть являются родственниками улиток, однако раковин у них нет. Яркая окраска среди них вообще не редкость, но P. acanthorhinum всё-таки сумел всех удивить. С сугубо научной точки зрения он представляет интерес как промежуточное звено между теми видами голожаберных, которые питаются гидроидными полипами, и теми, которые питаются кораллами. Виды рода Phyllodesmium часто вступают в симбиоз с водорослями, которых они получают от съеденных кораллов – водоросли живут в кишечнике моллюска, обеспечивая его теми веществами, которые он не может получить из своей повседневной пищи.

История с растением Tillandsia religiosa похожа на анекдот. Растёт оно в гористых северных районах Мексики, где местные жители часто используют его как рождественское украшение. Его легко можно найти и в лиственных, и в хвойных, и во влажных горных лесах, на высоте 1 800 – 2 100 м. Незаметной тилландсию назвать нельзя: в высоту она достигает 1,5 м, наверху заканчиваясь ярко-розовой метёлкой. Её знают все, но никому не приходило в голову, что перед ним неизвестный науке вид. Похожая история, кстати говоря, произошла и с Viola lilliputana, растущей высоко в Андах. Образцы V. lilliputana впервые попали в руки ботаников ещё в 1960-е, но несколько десятилетий к растению просто никто внимательно не присматривался и не изучал. В результате V. lilliputana попала в десятку удивительных видов 2012 года – именно как вид, который долго ждал своего часа.

Замыкает список рыба Torquigener albomaculosus, обитающая у японских островов Амами. T. albomaculosus относится к иглобрюхим, то есть является родичем рыбы фугу, но замечательно в новом виде не это, а брачный ритуал самцов: они вертятся, кружатся и извиваются у самого дна, строя на песке своеобразное гнездо в виде небольшого кратера с двумя песчаными круговыми насыпями и множеством радиусов. Самка оценивает труды самца, и, если ей всё нравится, откладывает икру в центр гнезда. Объёмный же узор из линий и окружностей нужен не столько для красоты, сколько для того, чтобы защитить кладку от водяных течений. Впервые загадочные круги на дне обнаружили в 1995 году, в 2013 удалось выяснить, что он собой представляют, а статья, по всем правилам описывающая T. albomaculosus как новый вид, появилась только в январе 2015 года.

В заключение скажем, что, по оценкам биологов, на Земле обитают 12 млн видов животных и растений. На сегодняшний день известно только 2 млн, тогда как 10 млн ещё ждут первооткрывателей – очевидно, экспертам, выбирающим каждый год самые удивительные виды новые виды, предстоит ещё много работы.