Люди верхнего палеолита оказались грибниками

Грибы стали частью человеческого рациона более 18 тысяч лет назад.

Носители мадленской верхнепалеолитической культуры (18–21 тыс. л.н.) оказались древнейшими «грибниками». К такому выводу пришла команда исследователей под руководством Роберта Пауэра (Robert Power) из Института Макса Планка (Германия).

Остатки растительной пищи из зубного камня из пещеры Эль-Мирон. (Фото: Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology / R. Power.)
Район пещеры Эль-Мирон. (Фото: Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology / R. Power.)

Они изучали зубной камень на останках из пещеры Эль-Мирон (Испания). Ранее было известно, что «мадленцы» древней Иберии ели мясо северных оленей и горных козлов. Однако до сих пор не было ясно, являлись ли растения и грибы частью диеты людей того времени.

Учёные анализировали образцы зубного камня с помощью оптической и сканирующей электронной микроскопии, а также энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии. Им удалось обнаружить микроостатки растительной, животной и грибной пищи. Грибы, которые ели «мадленцы» из Эль-Мирон, вероятно, относятся к семейству болетовых (к которым относятся, к примеру, белые грибы).

Многие современные охотники-собиратели используют грибы не только как еду, но и как приправу, и как лекарство, однако археологи мало знают о том, с какого времени древние люди начали употреблять их в пищу. До последнего времени полагали, что частью человеческого рациона грибы стали только в энеолите, или в медном веке. Так, в мешочке, который нёс с собой тирольский «ледяной человек» Эци, находился сухой гриб.

В марте и в феврале 2015 года были опубликованы несколько статей о первом мадленском погребении на территории Иберии – в пещере Эль-Мирон обнаружили кости, которые, вероятно, принадлежали женщине в возрасте 35–40 лет. Женщине дали условное имя «Красная Леди» – из-за охры, которой были покрыты её останки. Возраст погребения – около 18,7 тысячи лет назад. Могила Красной Леди, вероятно, была обозначена гравировкой на камне. По мнению одного из исследователей, гравировка изображает женское лицо.

Скелет женщины сохранился не полностью. Судя по всему, могила была потревожена – либо для перезахоронения части останков в другом месте, либо животными. В пользу последней версии свидетельствуют следы зубов хищника, сохранившиеся на берцовой кости. После этого останки женщины снова покрыли охрой. Интересно, что охру для погребения принесли издалека – об этом говорит её состав. Из неместного кремня была сделана и часть орудий соплеменников Леди.

По материалам Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology.