Из кирпича в мрамор: действительно ли Август преобразил Рим?

Компьютерная модель опровергает знаменитые слова императора Октавиана Августа.

Древнеримский историк Светоний писал об императоре Октавиане Августе: «Он так отстроил город, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным» (Suetonius, Aug. 28, 3. Перевод М.Л. Гаспарова). Но насколько правдиво это высказывание? Действительно ли Август превратил кирпичный Вечный город в мраморный? Диана Фавро, профессор кафедры архитектуры и городского дизайна в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) использовала методы компьютерного моделирования, чтобы ответить на этот вопрос.

Реконструкция Рима времён Октавиана Августа.
Вид на модель Рима с высоты птичьего полёта.
«Уличный вид» в Риме времён Августа.
Профессор Диана Фавро.
Статуя Августа в Риме (Деталь). Фото Yellow.Cat/Flickr.

Диана Фавро (Diane Favro), специалист по прикладному искусству, этрускологии и римской архитектурной истории, давно попала в плен римской архитектуры. Она посетила все уголки Римской империи – от Алжира до Германии и Ливана, – написала несколько книг о ней, а также работала над многими цифровыми проектами, посвящёнными исследованиям древнего мира (например, над проектом «Цифровой Карнак»). Теперь профессор работает над новым цифровым исследовательским проектом, цель которого – раскрыть правду о знаменитых словах Августа.

«С помощью технологий я могу больше экспериментировать и быть смелее в своём исследовании. Это также способ оказать финансовую поддержку моим докторантам, поскольку, используя цифровые технологии, вы можете получить большие гранты», – говорит Диана Фавро.

Она отмечает, что многие исследователи рассматривали слова Августа о мраморном Риме, как заявление с политическим подтекстом – о превращении республики в империю. «Я хотела посмотреть, преобразился ли Рим под его правлением в действительности», – пояснила профессор.

Раньше учёные, как правило, изучали изменения отдельных зданий в Риме, вместо того, чтобы анализировать преобразование города в целом. Так происходило, потому что в распоряжении исследователей не было достаточно информации, чтобы судить о проблеме в масштабах всего Вечного города. Диана Фавро, используя современное программное обеспечение для компьютерного моделирования, реконструировала облик Города полностью, и проследила, как он менялся в то время, когда Август был у власти.

Вместе с докторантами Мари Салдана (Marie Saldana) и Брайаном Сэйхотски (Brian Sahotsky) Диана Фавро сделала реконструкцию Рима с помощью метода процедурного моделирования. По её словам, этот метод используется архитекторами для создания моделей современных городов, а для реконструкции древних населённых пунктов применятся редко.

Подход основывается на применении правил генерации архитектурных форм. Если создатель модели меняет правило, то она автоматически перестраивается, экономя время и силы. «Модель всё время меняется, и эта подвижность придаёт ей дух эксперимента. Вместо того, чтобы иметь одну красиво сгенерированную модель, которая выглядит так хорошо, что Вам никогда не захочется её изменить, Вы получаете модель, которая может быть легко изменена, как только происходят новые исследования», – объяснила Диана Фавро.

Чтобы сэкономить время, исследователи также использовали типичные модели зданий вместо гиперреалистичных. Последние обычно включают в себя множество гипотетических элементов и требуют больших затрат труда. В реконструкции Дианы Фавро все здания имеют цветовые обозначения: мраморные обозначены розовыми, кирпичные дома – коричневым, а строящиеся – жёлтым. Используя «переключатель» на рабочем сайте проекта, посетители могут «путешествовать во времени» от 44 г. до н.э. до 14 г. н.э. и смотреть, как изменялся город.

Так же, как и в картах Google Maps, пользователи могут посмотреть на Рим Aвгуста сверху или со стороны улицы. «Мне интересна экспериментальная технология, архитектура как живое пространство. Вместо того, чтобы всегда изучать такие древние города, как Рим, сверху, мне кажется важным опуститься на уровень земли и двигаться сквозь городское пространство», – говорит профессор. Благодаря программе для моделирования «я контролирую восприятие, движение и угол обзора», отмечает Диана Фавро. «Я могу приблизиться к восприятию того, что люди видели в 44 г. до н.э.!», – восклицает исследователь.

После тщательного изучения модели она выяснила, что только малая часть зданий в Риме времён Августа была перестроена из кирпичных в мраморные. При этом мраморные здания, которые всё-таки были построены, было трудно рассмотреть в городском пейзаже.

«Учитывая литературные описания и изображения, я думала, что эти великолепные мраморные храмы должны быть хорошо заметны, но это не было так», – говорит Диана Фавро. И у неё есть теория, объясняющая это странное наблюдение.

Незадолго до того, как Август пришёл к власти, началась разработка Каррарских мраморных карьеров на северо-западном побережье Италии. В это же время Римская империя вступила в эпоху относительного мира, известного как Pax Romana. Доступность местного мрамора и отсутствие войн позволило первому римскому императору начать массовое строительство по всему городу.

Август начал строительство нескольких больших мраморных зданий, возведение некоторых из них заняло 40 лет. Масштабная стройка привела к тому, что по Городу постоянно перемещали большие мраморные блоки. Вероятно, из-за них на римских дорогах часто образовывались «пробки». «Поскольку люди видели непрерывно шедшее строительство, […] они действительно думали, что Рим стал мраморным. Но в реальности город не сильно преобразился», – полагает Диана Фавро.

Мощёные мрамором общественные пространства, которые обычно находят в священных храмах и домах элиты, также появились по всему городу. «Неожиданно каждый, шедший по такому пространству, мог увидеть, что он идёт по мрамору. Поэтому они могли чувствовать, будто стали частью высшего общества.

Благодаря «наглядности» и повсеместности строительства, римляне чувствовали, что город преобразился, но это была, по большому счёту, иллюзия, заключает профессор.

В дальнейшем Диана Фавро планирует уточнить проект. Она также продолжит работу одним из руководителей Центра экспериментальных технологий в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

По материалам University of California, Los Angeles

Фото: University of California, Los Angeles, Yellow. Cat/Flickr

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее