Странное облако на Марсе

Обнаруженное астрономами-любителями двумя годами раннее необычно большое облако над поверхностью Марса так и не получило однозначного научного объяснения.

В марте 2012 года астрономы-любители зафиксировали на красной планете необычное явление. В телескопы было видно, как над поверхностью образовалось странное облако. На Марсе и раньше фиксировались облака, состоящие из кристаллов льда или твердого углекислого газа. Однако даже во время самых сильных пылевых штормов такие облака не поднимались на высоту более 100 километров, а обычно и того меньше – около 60 километров. Но в тот раз облако неизвестного состава поднялось на высоту 250 километров, а это уже практически на границе между сильно разряженной атмосферой и космическим пространством. Особенно хорошо оно было заметно на фоне терминатора – так называется линия, которая разделяет на планете день и ночь. Первый раз странное облако было видно с 12 по23 марта, а затем еще один раз, через две недели, практически в том же самом месте. Анализ снимков, полученных с телескопа Хаббл, показал, что такое необычное явление случалось, по крайней мере, еще один раз – 17 мая 1997 года. Первый вопрос, который возник, был даже не о причинах произошедшего. Астрономы не поняли, собственно, что они наблюдали.

Красная планета продолжает преподносить ученым необъяснимые загадки. Фото: Lapis Ruber/Flickr
Фотографии необычного облака над поверхностью Марса, сделанные астрономами W. Jaeschke и D. Parker 21 марта 2012 года. Фото: Grupo Ciencias Planetarias (GCP) - UPV/EHU
Пылевые бури обычно находятся не выше 60 километров над поверхностью красной планеты. Фото: JPL/NASA
Научный орбитальный аппарат ExoMars TGO миссии NASA и ESA по обнаружению газа на марсе. Запуск намечен на 2016 год. Фото: ESA

Появились различные гипотезы, что бы это могло быть, и вот, спустя практически три года опубликованы результаты еще одного исследования. Однако и оно оставило больше вопросов, чем ответов. Астрономы измерили на фотографиях этот странный объект вдоль и поперек, сопоставили температуру марсианского воздуха в том месте с температурами кристаллизации льда и углекислого газа, а также проанализировали спектральный состав облака. Все это позволило выдвинуть две гипотезы. Первая версия заключается в том, что облако могло быть образовано замерзшим водяным паром. Хотя в таком случае необъяснимым остается столь большая высота наблюдения. Например, на Земле практически все облака находятся ниже 20 километров. Правда, достаточно редко можно наблюдать так называемые серебристые облака – они образуются на высоте около 80 километров и видны после захода солнца, когда его лучи освещают только самые верхние слои атмосферы. В случае Марса, слабым местом теории оказалась высота – если допустить что это все-таки были кристаллы замерзшей воды, тогда придется существенно пересмотреть имеющиеся модели марсианской атмосферы. Или же это было что-то другое.

Предположение, что эти облака вызваны пылевыми бурями, также не подтвердилось. Дело в том, что у исследователей были фотографии, сделанные через разные светофильтры. Это позволяет отличить по спектру облака из водяного пара от пылевых облаков. Еще одним возможным объяснением необычного объекта на фотографиях могло быть полярное сияние – свечение, которое возникает, когда частицы солнечного ветра попадают в магнитное поле планеты. Как раз в той области на поверхности Марса, где наблюдали странное облако, находится сильная геомагнитная аномалия. Она могла «притянуть» заряженные частицы солнечного ветра. Однако и тут возникает нестыковка. Облако наблюдали в течение недели, но в то время не было замечено повышенной активности Солнца, которая могла бы вызвать усиление солнечного ветра. Так что версия с водяным облаком остается все-таки более вероятной, чем загадочные полярные марсианские сияния. Можно сказать, что красная планета преподнесла научному миру еще одну загадку, решить которую, возможно поможет исследовательский аппарат ExoMars, который НАСА и Европейское Космическое Агентство планируют запустить в 2016 году.

По материалам Nature