Крупнейший некрополь римского времени в Польше

Археологи приступают к лабораторным исследованиям находок и останков из многокультурного могильника Карчин.

Крупнейший некрополь римского времени на территории Польши, который находится в области Куявия (север страны) – Карчин (Karczyn) станет объектом детального научного исследования. Археологи получили такую возможность благодаря средствам, полученным от Министерства культуры и национального наследия. Финансирование позволит определить диету, установить родственные отношение и происхождение погребённых в Карчине.

Погребение воина.
Погребение женщины. III в. н.э.
Девочка-подросток (16 лет). Её похоронили на животе.
Археолог за работой.
Бронзовый сосуд, покрытый оловом. Из погребения женщины. III в. н.э.Фото: Adriana Romańska / PAP - Science and Scholarship in Poland.

Раскопки некрополя начались в 2002 году и продолжались до 2010-го. Их вела археологическая экспедиция Института преистории при Университете Адама Мицкевича в Познани. С самого начала исследователи поняли, что имеют дело с уникальным памятником.

«Оказалось, что некрополь существовал непрерывно в течение более чем трёхсот лет, с I до IV века нашей эры. Мы нашли более 120 захоронений с самыми разнообразными обрядами», – рассказывает руководитель раскопок Адряна Романьская (Adriana Romanska).

Самой большой неожиданностью для археологов стало обнаружение двух гигантских погребений – крупнейших погребальных сооружений этого периода в Куявии. Им дали условное название «царские могилы». Обе имели впечатляющие каменно-земляные погребальные камеры. Глубина этих сооружений превышала два метра от современной поверхности. Археологи предполагают, что первоначально гробницы были также перекрыты курганами. К сожалению, оба сооружения были ограблены в древности.

Неожиданным стали и результаты предварительных антропологических исследований останков из «царских могил». В одной из них были похоронены два человека: взрослый, которому было больше 20 лет, и подросток 14 лет. В другой гробнице был погребён подросток 14–15 лет.

«Присутствие двух подростков в “царских могилах” довольно необычно», – отмечает Адряна Романьская. По её словам, необычно и захоронение в одной «царской могиле» двух человек.

Некрополь также необычен из-за большого разнообразия погребальных ритуалов. Кроме «царских могил» археологи также нашли многочисленные простые могилы, кремации в урнах, помещённые в могильные ямы, а также кремации в ямах, без урн. Был также и отдельный участок с групповыми захоронениями.

Интересно, что в некрополе Карчин нашли покой и воины. Антропологи выявили на их костях изменения, характерные для наездников, управляющихся с оружием. Определённый интерес представляют также находки, ближайшие аналогии которым происходят из Причерноморья.

Раскопками открыты также несколько печей, часть которых использовалась для кремации.

Археологи планируют продолжить лабороторные исследования. Так, они собираются проанализировать древнюю ДНК, стабильные изотопы стронция, углерода C-13 и азота N-15. Это позволит реконструировать диету, родственные и культурные связи сообщества, члены которого похоронены в Карчине. Кроме того, запланированы палеоботанические, металлографические исследование и использование методов радиоуглеродного датирования. Результаты собираются опубликовать в конце 2015 года.

Фото: Adriana Romanska / PAP - Science and Scholarship in Poland.

По материалам PAP - Science and Scholarship in Poland.