Комета готовится принять гостей

В Европейском космическом агентстве представили программу разделения научного модуля «Фила» с несущей его «Розеттой» и посадки его на ядро кометы 67P/Чурюмова-Герасименко.

В Европейском космическом агентстве окончательно утвердили дату и место мягкой посадки научного модуля «Фила» на поверхность ядра кометы Чурюмова-Герасименко. В настоящее время космический аппарат находится в 10 км от ядра кометы. Такое небольшое расстояние позволило тщательно изучить её поверхность со всеми особенностями и оценить «плюсы» и «минусы» всех возможных мест, куда можно было бы посадить отделяемый модуль. В итоге была выбрана посадочная площадка, ранее обозначенная как вариант «J», расположенная на меньшей части сдвоенного ядра кометы.

Фото кометы 67P / CG 7 октября с борта КА «Розетта» с расстояния 15 км
Выбранная площадка «J» для посадки научного модуля «Фила»
Орбитальный КА «Розетта» и модуль «Фила» после разделения (в представлении художника)
Посадка модуля «Фила» на поверхность кометы (в представлении художника)
Участок поверхности кометы 67P / CG, фото 15 октября с борта КА «Розетта» с расстояния 9,9 км

«Розетта» отделит научный модуль в 09:35 CET (по Центральноевропейскому времени) 12 ноября 2014 г. на расстоянии в 22,5 км от центра кометы. Посадка должна состояться примерно через 7 часов, в 16:30 CET. Сигналы о разделении и «приземлении» модуля «Фила» должны быть получены на Земле в 10:03 CET и в 17:00 CET соответственно.

«Теперь, когда стало известно, куда должен быть нацелена «Розетта», мы стали на один шаг ближе к проведению этой захватывающей, но весьма рискованной операции, – говорит Фред Янсен (Fred Jansen), один из руководителей миссии ESA. – Однако есть еще ряд ключевых процедур, которые необходимо выполнить, прежде чем мы сможем дать окончательную команду «приступить к посадке».

В частности, 11 ноября, то есть еще до разделения «Розетты» и посадочного научного модуля, нужно будет уточнить траекторию космического аппарата и его ориентацию в пространстве. И в ночь с 11 на 12 ноября исследователи должны получить подтверждение готовности всех систем орбитального и посадочного модулей к разделению.

После отделения «Фила» сам орбитальный аппарат совершит маневр ухода «вверх и в сторону» для переориентации и установления связи с научным модулем. Последний же в ходе своего 7-ми часового спуска должен сделать анализ состава выбрасываемой пыли, газов и плазмы непосредственно вблизи ядра кометы. Он также сфотографирует удаляющуюся «Розетту», и приближающуюся поверхность ядра кометы. После «приземления», если все пройдет по намеченному плану, модуль «Фила» сделает панорамные снимки окрестностей поверхности кометы. Ожидается, что первые изображения будут получены на Земле уже через несколько часов после разделения аппаратов.

Через час после «приземления» «Фила» начнёт научные эксперименты, которые, как ожидается, продлятся 64 часа. В долгосрочной перспективе исследование ядра кометы будет во многом зависеть от того, не будет ли пыль, оседающая на панелях солнечных батарей, мешать их подзарядке. Но в любом случае, к марту 2015 года, по мере приближения кометы к Солнцу, температура внутри посадочного модуля станет слишком высока для продолжения работы, и научная миссия «Фила» завершится.

Миссия же орбитального аппарата будет продолжаться ещё довольно долго. «Розетта» должна сопровождать комету Чурюмова-Герасименко до максимального сближения ее с Солнцем (прохождения перигелия орбиты 1.29 а.е. в августе 2015 г.), а затем, вместе с ней, направиться обратно во внешние области Солнечной системы. Разумеется, космический аппарат будет не просто летать около небесного тела, но и наблюдать за процессами, происходящими в ядре кометы, в ее коме и в ближних ее окрестностях. Исследователи надеются, что эта миссия даст нам уникальную информацию о начальном периоде формирования нашей Солнечной системы, и, возможно, даже о происхождении жизни на Земле.

По материалам ESA.