«Розетта»: цель 67P/C-G уже близко

После долгого, более  чем 10-летнего полета в Солнечной системе, космический аппарат ESA «Розетта» приближается к конечной цели своего путешествия – комете Чурюмова-Герасименко (67P/C-G).

Стартовав в марте 2004 года с космодром Куру во французской Гвиане, «Розетта» прошла путь более 6 млрд км, совершив при этом три облета Земли и Марса, и пролетев попутно мимо двух астероидов.

Всего несколько тысяч километров отделяет в настоящее время аппарат от «хвостатой космической странницы». Уже  6 августа 2014 года космический аппарат, в соответствии с расчетами космической баллистики, выйдет в окрестности непосредственной близости своей цели, и начнется новый и весьма ответственный этап всего космического путешествия.

После включения двигательной установки космический аппарат совершит маневр торможения и будет переведен на эллиптическую орбиту  сопровождения кометы в процессе ее орбитального движения  полета в сторону нашего светила. Это позволит начать довольно длительный этап  дистанционного изучения характеристик ядра кометы и ее комы, картографирования поверхности кометы Чурюмова-Герасименко и, что весьма важно, выбора места посадки отделяемого от аппарата спускаемого модуля «Фила» (Philae), предназначенного для непосредственного исследования ядра кометы и его окружения в районе посадки.

По планам разработчиков проекта этот этап дистанционного исследования кометы должен продлиться до ноября 2014 года.  В этот период на основе детального изучения поверхности ядра кометы из всех альтернативных вариантов  учеными и специалистами, ответственными за проведение мягкой посадки спускаемого модуля, будет выбран наиболее приемлемый вариант места посадки аппарата на поверхности ядра во многом загадочной еще кометы.

Однако весьма вероятно, что этот выбор станет непростой задачей  для команды, обеспечивающей проведение  этой уникальной кометной миссии.
Полученные с борта космического аппарата снимки ядра кометы еще в середине июля  выявили довольно необычную – сдвоенную – форму ее поверхности   с глубокой ложбиной посредине. (Это позволило одному из руководителей миссии  сравнить форму ядра кометы с…  контурами «резиновой уточки»). Впрочем, как могут убедиться наши читатели, фантазии сравнения таких объектов не ограничивается формами детских игрушек…

Если все пойдет по плану, «Розетта»  совершит мягкую посадку на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко, что позволит впервые осуществить непосредственное исследование вещества ядра кометы приповерхностного слоя, а также   поверхности ядра кометы в районе посадки  с помощью исследовательских инструментов модуля «Фила».

После этого предстоит захватывающий этап путешествия «верхом на комете», приближающейся по своей орбите с нарастающей скоростью к Солнцу.  По планам разработчиков этот этап миссии может продлиться  не менее года, при этом вся собранная научная информация будет передаваться на борт орбитального аппарата и далее пересылаться на Землю.

Космический аппарат «Розетта» в полете. Рисунок ESA.
Ядро кометы Чурюмова-Герасименко с борта КА «Розетта» снято 14.07.2014 г. Иллюстрация ESA.
Посадочный модуль «Philae» на поверхности ядра кометы (в представлении художника). Иллюстрация ESA.

Автор: Алексей Лабунский