«Нечеловеческая» ДНК подтвердила пародонтит «ледяного человека»

В теле древнейшей европейской мумии обнаружили бактерии.

В образце, взятом из бедренной кости «ледяного человека» Эци, жившего около 5,3 тысяч лет назад, обнаружено значительное количество бактерий Treponema denticola. Эти бактерии участвуют в развитии пародонтита.

Реконструкция внешнего вида Эци в Музее археологии Южного Тироля. Фото с сайта музея (www.iceman.it).

Исследование проводили учёные из Европейской Академии в Больцано (EURAC in Bolzano/Bozen, Италия) и Университета Вены. Результаты работы опубликованы в журнале PLoS ONE.

Бактерии Treponema denticola найдены при подробном изучении «нечеловеческой» части ДНК Эци. «Эта “нечеловеческая” ДНК происходит от бактерий, которые в большинстве случаев живут на нашем теле и внутри него. Только взаимодействие между некоторыми бактериями или дисбаланс внутри этого бактериального сообщества могут стать причиной определённых заболеваний. Поэтому очень важно реконструировать и понять состав бактериального сообщества, анализируя эту смесь ДНК», – пояснил Томас Рэттей (Thomas Rattei), профессор из Венского университета.

Таким образом, новое исследование подтвердило диагноз «ледяного человека», поставленный ранее с помощью томографа. Кроме того, анализ образца показал, что патоген распространялся по кровеносной системе от ротовой полости до тазовых костей.

В образце также найдены бактерии рода Клостридии (Clostridium). В теле мумии, в анаэробных условиях, они находились в состоянии покоя. Однако в дальнейшем бактерии могут снова «ожить» и разрушить древнейшую европейскую мумию.

«Ледяного человека» нашли в 1991 году в Тирольских Альпах. Возраст мумии установили с помощью радиоуглеродного анализа. Тело хорошо сохранилось благодаря льду, в который оно попало почти сразу после смерти. Благодаря хорошей сохранности учёным удалось выяснить множество подробностей о жизни этого человека. В частности, установлено, что Эци было около 45 лет, он был темноволосым, питался растительной и животной пищей, много передвигался по холмистой местности. Рядом с тирольским человеком обнаружили каменный нож, медный топор, лук и колчан со стрелами. По одной из версий, Эци был убит.

По материалам: Science Daily