Почему для ритма используют басы?

Наш слух устроен таким образом, что ритм мы лучше всего чувствуем именно на низких частотах.

Какие музыкальные традиции мы бы ни взяли, будь то индонезийский гамелан или современная электроника, в них можно выделить общую черту – присутствие басовой линии, задающей ритм. Универсальность басовых ритмов наводит на мысль, что тут дело в механизме восприятия музыки – очевидно, наше ухо лучше всего слышит ритмические фигуры, если они принадлежат низким частотам.

В джазе, как и в других музыкальных направлениях, ритм задаёт бас. (Фото Jon Feingersh / Blend Images / Corbis).

Чтобы проверить эту гипотезу, нейробиологи из канадского Университета Макмастера  выбрали 35 добровольцев и попросили их послушать одновременно две музыкальные фразы на разных частотах. Но иногда при прослушивании звуки на низких частотах выбивались из ритма на 50 миллисекунд, а иногда то же самое происходило с высокочастотными звуками. Одновременно с прослушиванием исследователи с помощью ЭЭГ следили за активностью мозга добровольцев. И оказалось, что мозг реагирует сильнее, если из ритма выбиваются именно низкочастотные звуки. То есть мы лучше чувствуем ритмические ошибки, если ритм задан басами.

В другом варианте опыта человека просили барабанить пальцами в ритм музыки. В этом случае, как пишут Лорел Трейнор (Laurel J. Trainor) и её коллеги в Proceedings of the National Academy of Sciences, ухо лучше улавливало изменения в ритме, если он проходил в низких частотах, и пальцы точнее следовали именно басовому ритмическому рисунку. Что опять же говорит о большей восприимчивости нашего уха (и слухового анализатора) к ритму именно на низких частотах. Среди участников эксперимента были те, которые никогда не занимались музыкой специально – видимо, повышенная чувствительность к басовому ритму есть универсальное свойство нашего слуха, и исполнительская практика тут ни при чём.

Так что ответ на вопрос «почему для ритма используют басы» звучит так: потому что человеческое ухо лучше всего чувствует низкочастотный ритм. Конечно, во всех музыкальных традициях можно найти примеры, когда ритм формируют высокочастотные звучания, однако основное ритмическое чувство ориентировано, видимо, всё-таки на низкие частоты. Какие именно  анатомические и нейрофизиологические особенности лежат в основе этого феномена, ещё предстоит выяснить. Авторы работы полагают, что тут всё дело в особенностях строения улитки внутреннего уха, однако, разумеется, не стоит сбрасывать со счёта и возможный вклад высших корковых центров, отвечающих за слух.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее