Ракам тоже знакомо чувство тревоги

Стресс заставляет беспозвоночных с опаской смотреть в будущее.

Тревога – это поведенческая реакция на стресс. Когда в будущем ожидаются неприятные события, индивидуум стремится вести себя так, чтобы свести к минимуму потенциальные будущие неприятности. До сих пор способность тревожиться наблюдали лишь у немногих позвоночных (включая человека, разумеется). Ведь кажется вполне логичным, что для чувства тревоги нужна более-менее развитая нервная система. Мы можем представить тревожность у зверей и птиц, но уж никак не у какого-нибудь членистоногого.

Речные раки, как и люди, могут тревожиться из-за стресса. (Фото Jasper Doest / Minden Pictures / Corbis).

И тем не менее – членистоногие тоже могут испытывать тревогу. Паскаль Фосса (Pascal Fossat) и его коллеги из Национального центра научных исследований  поставили с речными раками довольно простой поведенческий эксперимент: животных в течение получаса периодически «обрабатывали» несильным, но чувствительным электрическим током, а потом запускали в крестообразный лабиринт. Два ответвления лабиринта были освещены (и потому должны были не слишком привлекать раков), а два других были тёмными и выглядели, как убежище.

Как пишут авторы работы в своей статье в Science, после сеанса электрического тока членистоногие предпочитали отсиживаться в тёмных отделах лабиринта, на исследование освещённых территорий их не тянуло. Такое состояние продолжалось у раков около часа. Напротив, если раков электрическим током не пытали, они старались исследовать весь лабиринт, даже его освещённые области.

При этом оказалось, что тревожность раков связана с уровнем нейромедиатора серотонина в их мозге. Серотонин выполняет множество функций; в частности, считается, что его уровень возрастает при стрессе и что он регулирует некоторые физиологические реакции, сопровождающие усиление тревожности (например, повышает уровень глюкозы в крови). Очевидно, что такие задачи серотонин выполняет не только у человека, но и у беспозвоночных: когда ракам вводили его искусственно, они начинали тревожиться безо всяких внешних причин. С другой стороны, если животным давали транквилизатор, они успокаивались. Возможно, что одним серотонином тут дело не ограничивается, так как транквилизатор относился к бензодиазепинам, а они работают с рецепторами другого нейромедиатора, гамма-аминомасляной кислоты. В дальнейшем нейробиологи хотят проверить, как будет проявляться тревожность у раков в условиях естественного стресса (например, при перенаселённости территории) и будут ли при этом меняться нейронные пути в их нервной системе.

Полученные результаты говорят о том, что способность испытывать тревогу гораздо древнее, чем мы думали, и нейрохимические механизмы для неё возникли очень давно. С одной стороны, такие сведения расскажут нам что-то новое о собственной тревожности и о том, как с ней бороться, с другой – хотелось бы надеяться, что подобные исследования помогут избавиться от отношения к беспозвоночным как к бесчувственным биороботам.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее